Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 ноября 2011 г. N А54-6171/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ратниковой КВ., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, Товарный двор (ст. Рязань-1), 80 (ОГРН 1026200870244, ИНН 6227004160) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365, г. Рязань, Первомайский проспект, 15/21) о признании недействительным решения N 679 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.07.2010
при участии в заседании:
от заявителя - Жуков О.В., юрисконсульт, доверенность N 5 от 11.01.2011, паспорт;
от ответчика - Драницына Л.А., главный специалист-эксперт, доверенность N 03-21/5 от 11.01.2011, удостоверение
установил: открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 679 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.07.2010.
Определением суда от 24.03.2011 производство по делу N А54-6171/2010 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6176/2010.
Определением суда от 19.09.2011 производство по делу N А54-6171/2010 возобновлено.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (том 1 л.д. 5-8) и дополнении к правовой позиции (том 1 л. д. 122-123).
Представитель налогового органа возражает, доводы изложены в отзыве (том 1 л.д. 63-74).
В ходе рассмотрения материалов дела установлено: открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" 28.07.2009 представило в налоговый орган первичный "Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций" за 6 месяцев 2009 года, согласно которому к уплате следовал налог на имущество за указанный период в сумме 2219772 руб. (том 1 л.д. 92). Сумма авансового платежа - 2254942 руб.
Как следует из оспариваемого решения, авансовый платеж по налогу на имущество уплачен в доход бюджета.
12.01.2010 Общество представило в налоговый орган уточненный налоговый расчет за 6 месяцев 2009 года (том 1 л.д. 93, 139-141).
20.01.2010 Общество представило в налоговый орган уточненный налоговый расчет за 6 месяцев 2009 года (том 1 л.д. 94; том 2 л.д. 1-2).
В уточненных расчетах Обществом уточнялась остаточная стоимость как облагаемого, так и необлагаемого имущества. В первичном расчете средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составляла 6394540 руб., в уточненном налоговом расчете за 6 месяцев 2009 года от 20.01.2010 средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составила 8916909 руб. (том 1 л.д. 92-94). Из указанных расчетов следует, что Общество заявило льготу согласно пункту 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации как организация, освобождаемая от налогообложения, в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (код льготы 2010236).
В связи с предоставлением уточненных налоговых расчетов налоговый орган провел камеральную проверку последнего уточненного налогового расчета от 20.01.2010.
По результатам камеральной налоговой проверки указанного уточненного налогового расчета был составлен акт N 5443 от 05.05.2010, согласно которому выявлена неуплата Обществом налога на имущество организаций в сумме 49043 руб. по сроку уплаты до 03.08.2009, предлагается взыскать указанную сумму и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета на том основании, что Обществом в уточненном налоговом расчете необоснованно заявлена льгота по налогу на имущество по п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (код льготы 2010236) в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372 (том 1 л.д. 24-29).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 5443 от 05.05.2010 и возражений налогоплательщика (том 1 л.д. 30-31) налоговым органом принято решение N 679 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому:
- отказано в привлечении ОАО "Рязаньнефтепродукт" к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1);
- начислен налог на имущество организаций в сумме 49043 руб. по сроку уплаты до 03.08.2009 (пункт 2);
- рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3) (том 1 л.д. 24-29).
Апелляционная жалоба Общества на решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области N 679 от 19.07.2010 (том 1 л.д. 43-45) Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области оставлена без удовлетворения (том 1 л.д. 46-49).
Не согласившись с решением налогового органа N 679 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как усматривается из материалов дела, Общество заявило льготу в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372, код льготы 2010236).
В силу п. 6 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и содержит наиболее полную информацию об используемых организациями различных отраслей объектах основных средств и их группировках.
Право на налоговую льготу имеют организации, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета имущество, перечисленное в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В соответствии с указанным Перечнем имущества к льготируемому имуществу относится в том числе элементы федеральных автомобильных: переходно-скоростные полосы (код по ОКОФ 12 4526372). При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта.
Переходно-скоростные полосы входят в состав имущества, относящегося к сооружениям, являющихся неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что переходно-скоростные полосы не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных дорог, является необоснованной.
Согласно п. 13 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 (действующим в спорный период) объекты дорожного сервиса, в т.ч. АЗС, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В силу п. 11 Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Требование оборудовать переходно-скоростными полосами объект, примыкающий к федеральной автомобильной дороге, содержатся и в п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и п. 15.2 ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах".
Исходя из ст. 9.1 Постановления от 23 октября 1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" переходно-скоростные полосы - это местное уширение проезжей части.
Согласно п. 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут. и более".
Таким образом, переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I-III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
По своей природе переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к АЗС.
Следовательно, переходно-скоростная полоса является не только оборудованием АЗС, но еще и неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что на балансе Общества находятся переходно-скоростные полосы на АЗК-17, АЗК-25.
Право на предоставление льготы зависит от функциональной принадлежности объекта обложения налогом на имущество и никак не связано с деятельностью налогоплательщика.
Выводы суда согласуются с правовой позицией судебных инстанций по делу N А54-6176/2010.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что Обществом правомерно заявлена льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на имущество в сумме 49043 руб. по сроку уплаты до 03.08.2009.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области N 679 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" в сфере экономической деятельности, следует признать недействительным.
При подаче заявления Общество уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением N 32045 от 03.12.2010 (том 1 л.д. 9).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного понесенные заявителем судебные расходы в размере 2000 руб. относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области N 679 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт", вызванные принятием решения N 679 от 19.07.2010.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (ОГРН 1046206020365, г. Рязань, Первомайский проспект, 15/21) в пользу открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (ОГРН 1026200870244, ИНН 6227004160, г. Рязань, Товарный двор (ст. Рязань-1, д. 80) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 ноября 2011 г. N А54-6171/2010
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru