Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 25 ноября 2011 г. N А54-5393/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, г. Рязань (ОГРН 1046209013190) к закрытому акционерному обществу "Вэб Медиа Сервисез", г. Москва (ОГРН 1027700007400) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от административного органа - Шевкоплясова О.М., главный специалист-эксперт, доверенность N 06-83/023 от 01.06.2011, удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Вэб Медиа Сервисез" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель административного органа поддерживает требование о привлечении ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, доводы изложены в заявлении (л. д. 4-8).
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; отзыв в материалы дела в установленный судом срок (не позднее 18.11.2011) не представлен, заявлений и ходатайств от Общества не поступило.
Из материалов дела следует: ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" предоставляет телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, на основании лицензий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 78688, 76058, в том числе на территории Рязанской области (л.д. 89-96).
В целях контроля выполнения Обществом требований в области связи и лицензионных условий, Управлением было проведено плановое мероприятие систематического наблюдения без взаимодействия с проверяемым лицом. В ходе мероприятия систематического наблюдения проводилась проверка деятельности Общества по оказанию им универсальных услуг с использованием пунктов коллективного доступа к сети Интернет (далее - ПКД) по вышеуказанным лицензиям.
В период с 03.10.2011 по 19.10.2011, в соответствии с Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в ходе проведения планового мероприятия систематического наблюдения в отношении ЗАО "Вэб Медиа Сервисез", проводимого на основании приказа руководителя Управления от 27.09.2011 N 238 (д.д. 14-16), было выявлено нарушение лицензионных условий и обязательных требований в области связи.
20.06.2007 между Федеральным агентством связи и оператором универсального обслуживания - ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа N УС162/02-07 (далее - договор). Дополнительными соглашениями и приложениями к договору определены адреса мест создания ПКД (л.д. 58-84).
Обязанность Общества оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи закреплена в части 1 статьи 46 Закона "О связи" и пунктом 2.1.5 договора.
Как следует из пункта 2.1.4 договора и пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила оказания услуг связи), Общество осуществляет деятельность по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием ПКД, обеспечивающую предоставление пользователю универсальными услугами: а) возможность передачи сообщений электронной почтой; б) доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий.
В соответствии с пунктом 5 Правил оказания услуг связи Общество обязано: а) обеспечить пользователям универсальными услугами связи свободный доступ в помещение пункта коллективного доступа; б) установить режим работы пункта коллективного доступа не менее 5 дней в неделю и не менее 8 часов в сутки. При этом один из таких дней должен приходиться на субботу или воскресенье. Время работы пункта коллективного доступа должно определяться с учетом предложений органов местного самоуправления; в) обеспечить в каждом пункте коллективного доступа возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям.
Административным органом установлено, что в нарушение условий договора и положений Правил оказания универсальных услуг связи Общество не обеспечило предоставление пользователям универсальных услуг связи по адресам: Рязанская область, Захаровский район, н.п. Плахино, ул. Галкина, д. 1; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Елино, д. 31 А; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Добрые Пчелы, ул. Центральная, д. 70.
В ходе проведения мероприятия систематического наблюдения передать сообщение электронной почтой и получить доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий, в том числе и к сети Интернет, с использованием ПКД по указанным выше адресам проверяющим не удалось, за исключением, одного рабочего места в н.п. Плахино; таким образом, Обществом еще и не обеспечивается возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям, в данном населенном пункте. Режим работы ПКД в н.п. Добрые Пчелы менее 8 часов в сутки, а также Обществом не согласован режим работы ПКД с органами местного самоуправления и один из дней работы не приходится на субботу или воскресенье.
Данные факты подтверждаются актом систематического наблюдения в отношении ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" от 19.10.2011 N А-78688/76058-62-03/0185 с приложениями (л.д. 24-31), письмами администраций муниципальных образований - сельских поселений Захаровского муниципального района Рязанской области (л.д. 55-57), зафиксированы на фотографиях от 13.10.2011 (л.д. 34-39, 42-45, 48-54), отражены в протоколах проверки доступа к сети Интернет с использованием ПКД (л.д. 32-33, 40-41, 46-47).
Административный орган полагает, что Общество, нарушая пункты 2.1.4, 2.1.5 договора от 20.06.2007 N УС162/02-07, осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований пункта 3, п.п. б) п. 5, п.п. в) п. 5 Правил оказания универсальных услуг связи и части 1 статьи 46 Закона "О связи". Следовательно, указанными выше действиями Общество нарушает пункты 5 и 11 условий лицензий N 78688, N 76058, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признаку "осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией)".
Телеграммой от 14.10.2011 Управление предложило ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" явиться 19.10.2011 в 15 час. 00 мин. в Управление Роскомнадзора по Рязанской области (г. Рязань, ул. Ленинского комсомола, д. 15, каб. N 4) для дачи объяснений и возбуждения административного производства по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составления протокола об административном правонарушении (л.д. 17). Данная телеграмма вручена 17.10.2011 секретарю Общества Васиной (л.д. 18).
В результате предварительного обмена письмами (л.д. 19-20), 19.10.2011 Общество письменно проинформировало административный орган о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении без участия представителя Общества (л.д. 21).
19.10.2011 государственным инспектором Управления Земляковым В.В., без участия представителя ЗАО "Вэб Медиа Сервисез", в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 276 по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия данного протокола и материалы систематического наблюдения направлены в адрес Общества заказной корреспонденцией 19.10.2011 (л.д. 22-23).
21.10.2011 Управление обратилось в суд с настоящим заявлением. Определением суда от 28.10.2011 возбуждено производство по настоящему делу.
Оценив материалы дела и доводы представителя Управления, арбитражный суд считает необходимым применить к ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" меры административной ответственности, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" зарегистрировано по адресу: город Москва, Шлюзовая набережная, дом 6, строение 4.
В соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется административное правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административное правонарушение, вмененное Обществу согласно протоколу об административном правонарушении от 19.10.2011 N 276, совершено им вне места нахождения юридического лица (город Москва, Шлюзовая набережная, дом 6, строение 4), а на территории Рязанской области. С учетом изложенного данное дело рассматривается арбитражным судом по месту совершения административного правонарушения, то есть Арбитражным судом Рязанской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 утвержден Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (дистанционный контроль).
Проверка, проводимая методом дистанционного контроля, не предполагает уведомление Общества о проведенной проверке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи перечислены в разделе XVI Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (далее - Перечень), в числе которых, в частности, указаны: обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; приема и передачи телематических электронных сообщений; оказание услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).
Оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи (статья 46 Федерального закона N 126-ФЗ).
Согласно п. 13 ст. 2 Закона N 126-ФЗ, оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
В соответствии с пунктом 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи" (далее - Правила оказания универсальных услуг связи), деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи: возможности передачи сообщений электронной почтой; доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий со скоростью не менее 33 Кбит/с, а с 1 июля 2008 - не менее 256 Кбит/с. Оператор универсального обслуживания обязан:
а) обеспечить пользователям универсальными услугами связи свободный доступ в помещение пункта коллективного доступа;
б) установить режим работы пункта коллективного доступа не менее 5 дней в неделю и не менее 8 часов в сутки. При этом один из таких дней должен приходиться на субботу или воскресенье. Время работы пункта коллективного доступа должно определяться с учетом предложений органов местного самоуправления;
в) обеспечить в каждом пункте коллективного доступа возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям (пункт 5 Правил оказания универсальных услуг связи).
Судом из материалов дела установлено, что 20.06.2007 между Федеральным агентством связи и оператором универсального обслуживания - ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа N УС162/02-07 (далее - договор), предметом которого является оказание оператором универсального обслуживания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа и порядок возмещения убытков, причиняемых оператору универсального обслуживания в результате оказания им универсальных услуг связи (пункт 1.1). В силу пункта 2.1.4 названного договора оператор универсального обслуживания обязан осуществлять деятельность по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использование пунктов коллективного доступа, обеспечивающую предоставление пользователю универсальными услугами связи: а), возможности передачи сообщений электронной почтой; б), доступа к информации с использованием инфокоммуникационных технологий. Оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных правилами оказания соответствующих услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, Правилами оказания универсальных услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, а также с соблюдением требований к пунктам коллективного доступа, используемым для оказания универсальных услуг связи, являющихся Приложением N 3 к данному договору (п. 2.1.5 договора) (л.д. 58-84).
Дополнительным соглашением N 6 к договору определены адреса мест создания пунктов коллективного доступа (ПКД), в том числе: Рязанская область, Захаровский район, н.п. Плахино, ул. Галкина, д. 1; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Елино, д. 31 А; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Добрые Пчелы, ул. Садовая, д. 1 (л.д. 75-76).
ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" предоставляет телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации на основании лицензий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 78688, 76058, в том числе на территории Рязанской области (л.д. 89-96).
Согласно пункту 11 условий осуществления деятельности (дополнения N 1 к лицензии N 78688, N 76058) лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенных с уполномоченным органом исполнительной власти (л.д. 92, 96).
В период с 03.10.2011 по 19.10.2011, в соответствии с Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, на основании приказа руководителя Управления от 27.09.2011 N 238 (д.д. 14-16), Управлением проведено плановое мероприятие систематического наблюдения ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" с целью выполнения Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, утвержденного приказом и.о. руководителя Управления от 06.12.2010 N 61-ах. Задачей настоящего мероприятия явилась проверка соблюдения лицензионных условий и обязательных требований. План деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в 2011 году размещен на сайте Управления Роскомнадзора по Рязанской области.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности проведенного в отношении Общества мероприятия систематического наблюдения.
При проведении систематического наблюдения проведена проверка выполнения оператором связи ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" требований в области связи при оказании универсальных услуг связи с использованием пунктов коллективного доступа по адресам: Рязанская область, Захаровский район, н.п. Плахино, ул. Галкина, д. 1; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Елино, Д. 31А; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Добрые Пчелы, ул. Центральная, д. 70. В ходе проведения систематического наблюдения использовались единые карты оплаты универсальных услуг связи N 0005405818, N 0005982658 (л.д. 29, 85).
19.10.2011 Управлением составлен акт N А-78688/76058-65-03/0185 систематического наблюдения в отношении ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (л.д. 24-31).
В ходе проверки (наблюдения) установлено, что в здании Администрации муниципального образования - Плахинское сельское поселение Захаровского муниципального района по адресу н.п. Плахино, ул. Галкина, д. 1 пункт коллективного доступа установлен в помещении сельской администрации. Подключение ПКД к сети Интернет организовано с использованием GSM модемов EDGE Router GNS-ER75i по сети ОАО "МТС". ПКД не обеспечивает доступ к сети Интернет. ПКД состоит из двух Интернет-терминалов доступа в сеть Интернет (два рабочих места). ПКД до начала проверки был обесточен. После включения питания ПКД правое рабочее место, при установке карты в картоприемник, не определяет баланс карты. Левое рабочее место, при установке карты в картоприемник, определяет баланс карты, но при этом доступ к сети Интернет не обеспечивает. На экране ПКД появляется окно с сообщением об испорченном файле. Данное окно не закрывается, главная страница не загружается. ПКД обеспечивает доступ к сети Интернет только с одного рабочего места, что является нарушением п.п. в) п. 5 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила) (п. 3 Акта N А-78688/76058-65-03/0185).
Доступ в здание администрации, где установлен ПКД, осуществляется с понедельника по пятницу с 8.00 ч. до 18.00 ч., суббота, воскресенье - выходной, здание закрыто. Время работы ПКД не согласовано с органами местного самоуправления (л.д. 57). Доступ к информации с использованием ПКД не обеспечивается, что является нарушением п.п. б) п. 5 Правил (п. 2 Акта N А-78688/76058-65-03/0185). Выявленные нарушения подтверждаются протоколом осмотра в н.п. Плахино от 13.10.2011, а также фотографиями (л.д. 32-39).
В здании Администрации муниципального образования - Елинское сельское поселение Захаровского муниципального района по адресу н.п. Елино, Д. 31А пункт коллективного доступа установлен в помещении сельской администрации. Подключение пункта коллективного доступа к сети Интернет организовано с использованием абонентского терминала сотовой связи системы SkyLink Huawei EC 506 через сеть связи ЗАО "Астарта". ПКД не обеспечивает доступ к сети Интернет. ПКД состоит из двух терминалов доступа в сеть Интернет (два рабочих места). ПКД до начала проверки был обесточен. Попытки включить питание не дали результата. Источник бесперебойного питания и, соответственно, интернет-терминалы не включились, тем самым ПКД выход в сеть Интернет не обеспечивает, что является нарушением п. 3 Правил. Доступ в здание администрации Елинского сельского поселения, где установлен ПКД, осуществляется с понедельника по пятницу с 8.00 ч. до 17.00 ч., суббота, воскресенье - выходной, здание закрыто. Время работы ПКД не согласовано с органами местного самоуправления (л.д. 56). Доступ к информации с использованием ПКД не обеспечивается, что является нарушением п.п. б) п. 5 Правил (п. 2 Акта N А-78688/76058-65-03/0185). Выявленные нарушения подтверждаются протоколом осмотра в н.п. Елино от 13.10.2011, а также фотографиями (л.д. 40-45).
В здании Администрации муниципального образования - Добро-Пчельское сельское поселение Захаровского муниципального района по адресу н.п. Добрые Пчелы, ул. Центральная, д. 70 пункт коллективного доступа установлен в помещении администрации. Согласно дополнительного соглашения N 6 к договору от 20.06.2007 N УС162/02-07 адрес места установки ПКД - н.п. Добрые Пчелы, ул. Садовая, д. 1, что не соответствует фактическому местонахождению ПКД. Подключение пункта коллективного доступа к сети Интернет организовано с использованием абонентского терминала сотовой связи системы SkyLink Huawei EC 506 через сеть связи ЗАО "Астарта". ПКД состоит из двух Интернет-терминалов доступа в сеть Интернет (два рабочих места). ПКД до начала проверки был обесточен. После включения питания ПКД не обеспечивает доступ к сети Интернет. При установке карты в картоприемник как правого, так и левого рабочего места, баланс карты не определяется. Из нескольких попыток осуществить выход на Интернет-сайты все оказались неудачными, что является нарушением п. 3 Правил (п. 1 Акта N А-78688/76058-65-03/0185).
Доступ в здание администрации Добро-Пчельского сельского поселения, где установлен ПКД, осуществляется с понедельника по пятницу с 9.00 ч. до 13.00 ч. и с 14.00 ч. до 17.00 ч., суббота, воскресенье - выходной, здание закрыто. Время работы ПКД не согласовано с органами местного самоуправления. Доступ к информации с использованием ПКД не обеспечивается, что является нарушением п.п. б) п. 5 Правил (п. 2 Акта N А-78688/76058-65-03/0185). Выявленные нарушения подтверждаются протоколом осмотра в н.п. Добрые Пчелы от 13.10.2011, а также фотографиями (л.д. 46-55).
В результате проведения систематического наблюдения установлено, что доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий - не соблюдается; возможность одновременного оказания универсальных услуг двум пользователям - не соблюдается; режим работы ПКД - не соблюдается.
Таким образом, ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" нарушило обязательные требования и нормы, установленные нормативно-правовыми актами в области связи, а именно п. 3 Правил - не обеспечивается возможность передачи сообщений электронной почтой и доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий; п.п. б) п. 5 Правил - один из дней работы пункта коллективного доступа не приходится на субботу или воскресенье; п.п. в) п. 5 Правил - не обеспечивается возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям; п. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ - не осуществляется оказание услуг связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; п. 5 Условий лицензии от 12.12.2010 N 78688 на оказание телематических услуг связи - оператор связи нарушает правила оказания услуг связи, утвержденные Правительством Российской Федерации. Оператор связи не обеспечивает доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий и один из дней работы пункта коллективного доступа не приходится на субботу или воскресенье.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По выявленному факту должностным лицом Управления, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", в отсутствие законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол от 19.10.2011 N 276, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке установленном Кодексом.
Факт совершения ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" административного правонарушения, а именно факт нарушения Обществом лицензионных требований и условий, подтверждается материалами дела и Обществом документально не опровергнут.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении от 19.10.2011 N 276 (л.д. 86-88), как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется.
В данном случае виновность Общества в совершении вмененного правонарушения подтверждается актом систематического наблюдения в отношении ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" от 19.10.2011 N А-78688/76058-62-03/0185, приложениями N 1, 2, 3 к данному акту, протоколами осмотра от 13.10.2011, фотографиями, письмами администраций муниципальных образований, протоколом об административном правонарушении от 19.10.2011 N 276 (л.д. 24-57).
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Применение при рассмотрении дел об административном правонарушении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, является правом, а не обязанностью суда.
В пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1).
Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении Обществом публично - правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством.
Суд считает, что предусмотренные ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 42, от 26.07.2007 N 46, от 20.11.2008 N 60) и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствуют.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. от 20.11.2008), при определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры ответственности судом учтено, что проверяемые пункты коллективного доступа расположены в сельской местности (Рязанская область, Захаровский район, н.п. Плахино, ул. Галкина, д. 1; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Елино, Д. 31А; Рязанская область, Захаровский район, н.п. Добрые Пчелы, ул. Центральная, д. 70). Не обеспечение Обществом в пунктах коллективного доступа возможности передать сообщение электронной почтой и получить доступ к информации с использованием инфокоммуникационных технологий, в том числе и к сети Интернет, является существенным нарушением.
Анализируя допущенное правонарушение, суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку административным органом доказан факт наличия самого события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о привлечении Общества к административной ответственности подлежит удовлетворению в виде наложения административного штрафа в минимальном размере 30000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
1. Привлечь закрытое акционерное общество "Вэб Медиа Сервисез", расположенное по адресу: г. Москва, ул. Шлюзовая набережная, д. 6, стр. 4, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700007400, ИНН 7718158036, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с закрытого акционерного общества "Вэб Медиа Сервисез", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шлюзовая набережная, д. 6, стр. 4, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700007400, ИНН 7718158036, административный штраф в сумме 30000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
УФК по Рязанской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области)
ИНН 6234006746
КПП 623401001
КБК 09611690040040000140
счет 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 ноября 2011 г. N А54-5393/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru