Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27 декабря 2011 г. N А54-3870/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия города Рязани "Лесопарковое хозяйство" (ОГРН 1026200872785, г. Рязань) к Рязанской областной Административной комиссии (г. Рязань) третье лицо - Управление благоустройства города и дорожного хозяйства города Рязани (г. Рязань) о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2011 г. N 09-01-11-1088 по делу об административном правонарушении,
В судебном заседании 19.12.2011 г. объявлялся перерыв до 15 час. 20 мин. 21.12.2011 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от административного органа: 19.12.2011 г. - Заигров И.В., консультант инспекторского отдела главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области, доверенность от 01.09.2011 г., личность установлена на основании удостоверения, 21.12.2011 г. - не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: Задорожный И.П., консультант, доверенность N 14 от 05.07.2011 г., личность установлена на основании удостоверения,
установил: в арбитражный суд обратилось Муниципальное предприятие города Рязани "Лесопарковое хозяйство" (далее по тексту - заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2011 г. N 09-01-11-1088 по делу об административном правонарушении, вынесенного Рязанской областной Административной комиссией (далее по тексту - административный орган).
Определением от 24.10.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление благоустройства города и дорожного хозяйства города Рязани.
Представитель третьего лица в ходе судебного заседания пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0120001:141, площадью 23986 кв. м., расположенный по адресу: г. Рязань, п. Хамбушево предоставлен Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства в постоянное бессрочное пользование. Указанный земельный участок последним был предоставлен заявителю для осуществления своих обязанностей в рамках муниципального контракта N 1948 от 31.12.2010 г. В подтверждение представил справку Управления благоустройства города и дорожного хозяйства Администрации города Рязани от 08.12.2011 г. N 01-16/5977.
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и административного органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: 27.07.2011 г. в процессе осуществления административно-технического надзора на территории муниципального образования -город Рязань, должностное лицо главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области выявило событие административного правонарушения, выразившееся в сжигании отходов производства и потребления и организацию несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0120001:141, на котором муниципальное предприятие города Рязани "Лесопарковое хозяйство" осуществляет утилизацию и переработку древесных отходов.
Указанный факт зафиксирован актом осмотра территории (объекта) от 27.07.2011 г. и фотографиями (л.д. 37-40).
Заявитель осуществляет утилизацию и переработку древесных отходов в рамках муниципального контракта N 1948 на выполнение работ по озеленению города Рязани в 2011 г. от 31.12.2010 г. (л.д. 13-17).
28.07.2011 г. должностным лицом главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области по данному факту составлен протокол N 06-9/09 об административном правонарушении, копия протокола вручена представителю МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" Игнатовой И.Ю. (л.д. 36).
04.08.2011 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, Административная комиссия Рязанской области в отсутствии представителя заявителя вынесла постановление N 09-01-11-1088 по делу об административном правонарушении, которым заявитель признании виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 34-35).
Копия постановления направлена МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" заказным письмом 08.08.2011 г. (л.д. 50).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения заявителя, налогового органа, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Частью 6 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Частью 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности надлежит установить: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее правонарушение; виновность лица в совершении правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 1.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях" (далее по тексту - Закон N 182-ОЗ) к полномочиям Рязанской области в сфере законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами Рязанской области и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области.
В силу ст. 6.3 Закона N 182-ОЗ нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 73 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных Решением Рязанской городской Думы от 20.01.2011 N 10-I, запрещается хозяйствующим субъектам и физическим лицам:
1) сжигать отходы производства и потребления (за исключением случаев использования для сжигания специальных установок, применение которых согласовано в установленном порядке);
2) складировать ртутьсодержащие отходы на контейнерных площадках и в контейнеры для отходов производства и потребления, вывозимые на санкционированные свалки города Рязани;
3) складировать любые отходы за пределами земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании;
4) сбрасывать все виды отходов, в том числе жидкие, в колодцы подземных инженерных коммуникаций, водоемы, овраги, на рельеф местности;
5) складировать картонную и другую тару на придомовой территории, а также на контейнерных площадках;
6) переполнять контейнеры и бункер-накопители отходами производства и потребления и загрязнять при этом территорию, выбирать вторичное сырье из мусоропроводов, контейнеров и бункер-накопителей;
7) организовывать несанкционированные свалки мусора. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет организовать их сбор и транспортировку на санкционированный объект размещения отходов, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления виновников возникновения несанкционированных свалок мусора и иных загрязнений территорий к их ликвидации привлекаются хозяйствующие субъекты и физические лица, в собственности, владении или пользовании которых находятся эти территории.
Согласно ст. 1.5 Закона N 182-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе составлять должностные лица Главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области - об административных правонарушениях, предусмотренной, в частности, статьей 6.3 настоящего Закона.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Главного управления контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области обнаружен факт сжигания отходов производства и потребления и организация несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0120001:141. (л.д. 37-40).
Согласно ст. 1.8 Закона N 182-ОЗ Рязанская областная административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.1, 3.6, 4.1, 4.2, 6.2, 6.3, 8.1, 9.1, 9.2, 10.3, 11.8, 12.1, 12.2, 12.3.
На основании выявленных нарушений заявитель Рязанской областной административной комиссией был привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Закона N 182-03.
Таким образом, фактически было выявлено 2 нарушения - сжигание отходов производства и потребления и организация несанкционированной свалки мусора на земельном участке.
Между тем, факт сжигания отходов производства и потребления именно МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" доказательствами не подтвержден.
Напротив, заявителем в материалы дела представлен приказ N 160 от 20.07.2011 г., согласно которому с 21 июля обеспечено дежурство с 8.00 до 22.00 на участке утилизации и переработки древесных отходов (п. Хамбушево) водителями с обеспечением закрепленной техники. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается тот факт, что на момент выявления нарушения у муниципального предприятия г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" не имелось разрешения на создание объектов размещения отходов.
Таким образом, заявитель, в отсутствие соответствующего разрешения, осуществлял складирование древесных отходов на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0120001:141.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ.
При этом, нарушения порядка вынесения постановления N 09-01-11-1088 по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Полномочия административного органа на вынесение постановления о привлечении к административной ответственности предусмотрена ст. 1.8 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ.
Вместе с тем, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены критерии, по которым то или иное правонарушение можно признать малозначительным.
Следовательно, при оценке обстоятельств дела суд должен руководствоваться частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Третье лицо Управление благоустройства города и дорожного хозяйства Администрации города Рязани представило в материалы дела письмо, согласно которому в соответствии с постановлением администрации города Рязани от 17.03.2011 N 1214 (в редакции постановления администрации города Рязани от 08.09.2011 года N 3907) управлению благоустройства города и дорожного хозяйства в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 62:29:0120001:141 площадью 23986 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, п. Хамбушево, для размещения площадки приема и накопления древесно-кустарниковых отходов.
Согласно указанному письму, Управление благоустройства города и дорожного хозяйства фактически дало разрешение заявителю на прием и накопление древесно-кустарниковых отходов в пределах границ указанного земельного участка в период плановой обрезки деревьев и кустарников в пределах границ данного земельного участка.
Кроме того, представитель третьего лица в ходе судебного заседания пояснил, что в настоящее время оформляется разрешение на складирование отходов на указанном земельном участке.
Анализируя совершенное МП г. Рязани "Лесопарковое хозяйство" административное правонарушение по статье 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях", арбитражный суд пришел к выводу, что данное правонарушение совершено заявителем неумышленно, ранее предприятие за аналогичное правонарушение не привлекалось к административной ответственности. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу изложенных обстоятельств, следует признать, что указанное административное правонарушение допущено заявителем не вследствие пренебрежительного отношения к охраняемым общественным правоотношениям в области промышленности, строительства жилищно-коммунальной сфере и энергетике, его совершение не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая вышеизложенное, степень вины правонарушителя, его социальную значимость, принимая во внимание отсутствие угрозы охраняемым общественным и государственным интересам, арбитражный суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания совершенному правонарушению, считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить Муниципальное предприятие города Рязани "Лесопарковое хозяйство" от административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Закона Рязанской области от 04.12.2008 N 182-ОЗ "Об административных правонарушениях", ограничившись устным замечанием.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Постановление Рязанской областной административной комиссии N 09-01-11-1088 от 04.08.2011 г. по делу об административном правонарушении, о привлечении Муниципального предприятия города Рязани "Лесопарковое хозяйство" (ОГРН 1026200872785, г. Рязань, ул. Пожалостина, д. 27) к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ в виде наложение административного штрафа в размере 10000 рублей, признать незаконным и отменить. Освободить Муниципальное предприятие города Рязани "Лесопарковое хозяйство" (ОГРН 1026200872785, г. Рязань, ул. Пожалостина, д. 27) от административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 г. N 182-ОЗ, ограничившись устным замечанием в связи с малозначительностью правонарушения.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Ю. Мегедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 декабря 2011 г. N А54-3870/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru