Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30 января 2012 г. N А54-6905/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 30 января 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Савиной Н.Ф. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384) к индивидуальному предпринимателю Гончарову Сергею Александровичу (г. Москва, ОГРНИП 310774611300975) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Мартьянов А.Н., главный специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, представитель по доверенности от 31.10.2011 N 11/4423, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 73),
установил: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области, Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гончарова Сергея Александровича (далее - Предприниматель Гончаров С.А., арбитражный управляющий, конкурсный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления Росреестра по Рязанской области требование поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что в действиях Предпринимателя Гончарова С.А. выявлены нарушения требований действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве), в соответствии с которыми, арбитражный управляющий при осуществлении своих прав и обязанностей должен действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника, кредиторов и общества.
Предприниматель Гончаров С.А. в судебное заседание не явился, по заявленным требованиям Управления возражал, по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 75).
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось без участия Предпринимателя Гончарова С.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и при наличии ходатайства Предпринимателя Гончарова С.А. о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 73).
Из материалов дела следует: решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2011 по делу N А54-3952/2010 общество с ограниченной ответственностью "Рязанская международная транспортно экспедиционная компания" (далее - ООО "Рязанская МТЭК") признано несостоятельным (банкротом), с целью принудительной ликвидации ООО "Рязанская МТЭК" открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим ООО "Рязанская МТЭК" утвержден Гончаров С.А. (л.д. 47 - 51).
В ходе проведения административного расследования по результатам проведения процедуры банкротства в отношении ООО "Рязанская МТЭК", касающегося деятельности конкурсного управляющего ООО "Рязанская МТЭК" Гончарова С.А., Управлением установлены нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно:
- пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве в части не приложения к протоколу собрания кредиторов от 16.05.2011 документов, свидетельствующих о ненадлежащем уведомлении конкурсного кредитора о дате и месте проведения собрания кредиторов, а также не направлении в арбитражный суд протокола и материалов собрания кредиторов должника от 13.10.2011;
- пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве в части периодичности проведения собраний кредиторов должника в процедуре банкротства - конкурсное производство;
- пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве в части не уведомления о собраниях кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" лиц, имеющих право на участие в данных собраниях;
- пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве в части несвоевременного направления опубликования сведения о признании должника банкротом и введении в отношении него конкурсного производства;
- пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве в части не указания в журнале регистрации участников собраний кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" от 16.05.2011 времени регистрации конкурсного кредитора - Компании Афин Лизин АГ.
Управлением 27.10.2011 вынесено определение N 20-27/10/2011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 16 - 17).
По результатам проведения административного расследования по рассмотрению фактов нарушения конкурсным управляющим Гончаровым С.А. требований Закона о банкротстве, Управлением 25.11.2011 составлен протокол N 00246211 об административном правонарушении в присутствии конкурсного управляющего Гончарова С.А. (л.д. 10 - 13), вызванного уведомлением от 27.10.2011 N 4405 (л.д. 65), полученным им 01.11.2011 (карточка почтового уведомления - л.д. 70).
В письменных объяснениях от 25.11.2011 конкурсным управляющим Гончаровым С.А., которому разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, указано, что с протоколом и выводами он согласен частично (л.д. 14).
Копия протокола вручена конкурсному управляющему Гончарову С.А. 25.11.2011 лично под роспись (л.д. 13 - оборотная сторона).
Выявленные нарушения, выразившиеся в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленным законодательством о несостоятельности (банкротстве), квалифицированы административным органом как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в силу части 1 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, относится к компетенции арбитражного суда, Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя Управления, суд пришел к выводу, что требования Управления Росреестра по Рязанской области подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Гончаров Сергей Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 310774611300975 (выписка из ЕГРЮЛ от 07.12.2011 - л.д. 53 - 62). 23.03.2010 Федеральной службой регистрационной регистрации, кадастра и картографии Гончарову С.А. выдано свидетельство о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих АД N 1964 (л.д. 64).
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ставит в защиту гражданских прав и интересов кредиторов при проведении процедур банкротства, в зависимость от разумности и добросовестности действий арбитражного управляющего.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия временного управляющего утверждены в статье 66 Закона о банкротстве. Кроме указанного закона, требование о добросовестном отношении к своим обязанностям содержится в пункте 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" регулирующим органом является Федеральная регистрационная служба Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба Российской Федерации переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно пункту 1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции контроля (надзора) деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих. Должностное лицо регулирующего органа составляет протокол об административном правонарушении, совершенном арбитражным управляющим, либо выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) в том числе, осуществляет контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом; возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд.
При проведении административного расследования в отношении конкурсного управляющего Гончарова С.А., Управлением установлены нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", выраженные в следующем.
1) В силу статьи 2 Закона о банкротстве процедурой банкротства, применяемой к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, является наблюдение.
В соответствии со статьей 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Из материалов дела судом установлено, что определением Арбитражного суда Рязанской области от 20.01.2011 в отношении ООО "Рязанская МТЭК" была введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Гончаров С.А.
Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания Арбитражного суда, указанной в определении Арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в Арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
- реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
- бюллетеней для голосования;
- документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
- материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
- документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
- иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Из материалов дела судом установлено, что письмом от 17.05.2011 N 173 конкурсный управляющий Гончаров С.А. в рамках судебного дела N А54-3952/2010 направил в Арбитражный суд Рязанской области отчет временного управляющего, материалы финансового анализа должника, а также материалы по первому собранию кредиторов (л.д. 18). Однако, среди представленных документов отсутствуют копии документов свидетельствующих о надлежащем уведомлении конкурсного кредитора Компании Афин Лизинг АГ о дате и месте проведения собрания кредиторов.
В ходе проведения административного расследования, для выяснения всех обстоятельств по делу, Управлением у конкурсного управляющего Гончарова С.А. были запрошены соответствующие документы (запрос от 27.10.2011 N 11/4404 - л.д. 69). Конкурсным управляющим по запросу Управления Росреестра по Рязанской области письмом от 12.11.2011 N 298 были представлены следующие документы: письменные пояснения (л.д. 19), копия телеграммы в адрес уполномоченного органа о собрании кредиторов, назначенном на 16.05.2011 (л.д. 20), копии публикаций о введении процедур наблюдения и конкурсного производства в отношении должника (л.д. 21, 22), реестр требований кредиторов (л.д. 23 - 33), копии протоколов собраний кредиторов от 16.05.2011 (л.д. 34 - 35), 13.10.2011 (л.д. 36 - 37).
Согласно объяснениям Управления, при ознакомлении с материалами дела N А54-3952/2010 в Арбитражном суде Рязанской области протокол собрания кредиторов от 13.10.2011 и материалы по данному собранию обнаружены не были.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что конкурсным управляющим Гончаровым С.А. нарушен пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве в части не приложения к протоколу собрания кредиторов от 16.05.2011 документов, свидетельствующих о ненадлежащем уведомлении конкурсного кредитора о дате и месте проведения собрания кредиторов, а также не направлении в арбитражный суд протокола и материалов собрания кредиторов должника от 13.10.2011.
Предпринимателем Гончаровым С.А. доказательств надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей суду не представлено.
Арбитражный суд приходит к выводу о наличии правонарушения в действиях арбитражного управляющего Гончарова С.А. по данному эпизоду.
2) Согласно статье 127 Закона о банкротстве при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.
На основании пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства передаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника -унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашения об условиях представления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашении, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. При этом конкурсный управляющий обязан принять в введение имущество должника, повести инвентаризацию такого имущества: привлечь оценщика для оценки имущества должника, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность пред должником, требования ее взыскания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом выполнять иные обязанности установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Согласно статье 24 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротств арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2011 по делу N А54-3952/2010 ООО "Рязанская МТЭК" признано несостоятельным (банкротом), с целью принудительной ликвидации ООО "Рязанская МТЭК" открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим ООО "Рязанская МТЭК" утвержден Гончаров С.А. (л.д. 47 - 51).
Решением собрания кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" от 16.05.2011 арбитражному управляющему периодичность проведения собраний кредиторов установлена не была. Следовательно, в соответствии с Законом о банкротстве последующие собрания кредиторов должны были проводиться не реже одного раза в три месяца.
Согласно информационному сообщению, опубликованному конкурсным управляющим в газете "Коммерсантъ" от 23.07.2011 N 137 (л.д. 22) о банкротстве должника, реестр требований кредиторов должника закрывается по истечении двух месяцев со дня публикации. Однако, собрание кредиторов должника в процедуре конкурсное производство было проведено лишь 13.10.2011, что подтверждается протоколом собрания кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" от 13.10.2011 N 2 (л.д.36 - 37).
Учитывая, что Закон о банкротстве определяет периодичность проведения собраний исходя из момента введения процедуры конкурсного производства (решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2011 по делу N А54-3952/2010 о признании ООО "Рязанская МТЭК" несостоятельным (банкротом)), а не времени опубликования конкурсным управляющим сообщения о признании должника банкротом, то управляющий должен был провести собрание кредиторов в процедуре банкротства конкурсное производство - не позднее 27.08.2011.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий Гончаров С.А. несвоевременно провел собрание в процедуре банкротства - конкурсное производство, и, как следствие, ненадлежащим образом исполнил свои обязанности установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Предпринимателем Гончаровым С.А. доказательств надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей суду не представлено.
Следовательно, арбитражным управляющим Гончаровым С.А. нарушен пункт 1 статьи 143 Закона о банкротстве в части периодичности проведения собраний кредиторов должника в процедуре банкротства - конкурсное производство.
Арбитражный суд приходит к выводу о наличии правонарушения в действиях арбитражного управляющего Гончарова С.А. по данному эпизоду.
3) В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
В пункте 3 статьи 13 Закона о банкротстве определено, что в сообщении о проведении собрания кредиторов должны в частности содержаться сведения о дате, времени и месте проведения собрания кредиторов.
На основании пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим.
Законодателем подчеркнуто, что дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом принимать участие в собрании кредиторов.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам следует, что арбитражным управляющим Гончаровым С.А. было проведено два собрания кредиторов должника (16.05.2011, 13.10.2011 - л.д. 34 - 37) - первое собрание кредиторов в период процедуры наблюдения и последующее собрание в период конкурсного производства. При этом, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель саморегулируемой организации, орган по контролю (надзору), не являющиеся конкурсными кредиторами и не имеющими право голосовать по вопросам повестки дня, но являющиеся участниками собрания кредиторов, ни об одном собрании кредиторов уведомлены не были.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий Гончаров С.А. нарушил пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве в части не уведомлении о собраниях кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" лиц, имеющих право на участие в данных собраниях, в связи с чем, не уведомление данных лиц о собраниях кредиторов лишило их возможности присутствовать на собраниях, получать информацию о деятельности арбитражного управляющего и ходе проведения процедур банкротства - наблюдение и конкурсное производство в отношении должника.
Предпринимателем Гончаровым С.А. доказательств надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей суду не представлено.
Арбитражный суд приходит к выводу о наличии правонарушения в действиях арбитражного управляющего Гончарова С.А. по данному эпизоду.
4) Пунктом 3 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.05.2011 по делу N А54-3952/2010 ООО "Рязанская МТЭК" признано несостоятельным (банкротом), с целью принудительной ликвидации ООО "Рязанская МТЭК" открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим ООО "Рязанская МТЭК" утвержден Гончаров С.А. (л.д. 47 - 51).
Учитывая, что началом течения срока считается следующий рабочий день, и в сроки исчисляемые днями не включаются нерабочие дни, то последний срок для опубликования сообщения о введении процедуры банкротства - конкурсное производство в отношении должника приходится на 10.06.2011. Следовательно, арбитражный управляющий должен был направить сообщение о введении процедуры банкротства - конкурсное производство в отношении должника не позднее вышеуказанного срока. Кроме того, все судебные акты, вынесенные Арбитражным судом Рязанской области образом размещаются на официальном сайте суда в сета Интернет, в связи с чем арбитражный управляющий имел фактическую возможность узнать о введении процедуры банкротства на данном сайте. Однако, сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсное производство было опубликовано управляющим лишь 23.07.2011 в газете "Коммерсантъ" N 134, т.е. через два месяца после утверждения Гончарова С.А. в качестве конкурсного управляющего (л.д. 51).
Учитывая, что решение о введении конкурсного производства в отношении должника не является для арбитражного управляющего первым судебным актом, у арбитражного суда отсутствует обязанность по надлежащему извещению управляющего. Арбитражный управляющий должен самостоятельно находить информацию о движении дела всеми доступными для него способами. Несвоевременная публикация приводит к затягиванию процедур банкротства - конкурсное производство, так как кредиторы не имеют возможности заявить свои требования к должнику и, как следствие, увеличению текущих расходов на ее проведение.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий Гончаров С.А. нарушен пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве в части несвоевременного направления опубликования сведений о признании должника банкротом и введении отношении него конкурсного производства.
Предпринимателем Гончаровым С.А. доказательств надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей суду не представлено.
Арбитражный суд приходит к выводу о наличии правонарушения в действиях арбитражного управляющего Гончарова С.А. по данному эпизоду.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия временного управляющего утверждены в статье 66 Закона о банкротстве. Кроме указанного закона, требование о добросовестном отношении к своим обязанностям содержится в пункте 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту д) пункта 3 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, арбитражный управляющий заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ 01.09.2004 N 235 утверждены типовые формы бюллетеня для голосования журнала регистрации участников собрания кредиторов.
Из материалов дела судом установлено, что в журнале регистрации участников собраний кредиторов ООО "Рязанская МТЭК" от 16.05.2011 не указано время регистрации конкурсного кредитора Компании Афин Лизин АГ (л. д. 52).
Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем, недобросовестном отношении конкурсного управляющего к своим обязанностям, установленным Законом о банкротстве.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам следует, что Гончаров С.А., являясь индивидуальным предпринимателем, прошел стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих (л.д. 63, 64). Следовательно, он осознавал противоправный характер своих действий, сознательно их допускал, и относился к ним безразлично. Таким образом, субъективная сторона совершенного арбитражным управляющим Гончаровым С.А. административного правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективной стороной названного административного правонарушения является факт неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушения является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются поводы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Порядок уведомления о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении административным органам соблюден, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Из материалов дела судом не установлено допущенных нарушений Управлением порядка привлечения арбитражного управляющего Гончарова С.А. к административной ответственности, требования статьей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола соблюдены.
Полномочия должностных лиц Управления составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частями 1-3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если, данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, предусмотрены пунктом 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", приказом от 30.08.2011 N П/209 "Об утверждении перечня должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях" (л.д. 15).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 N 122-0 указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Таким образом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Арбитражным управляющим не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие им необходимых мер по соблюдению требований законодательства о банкротстве.
При таких обстоятельствах Управление правомерно усмотрело в действиях арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, обстоятельства правонарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25.11.2011 N 00246211 (л.д. 10 - 13).
Состав указанного правонарушения образует любой факт (одни ли несколько) неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), вина предпринимателя в неисполнении обязанностей доказана, что является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд считает требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Гончарова Сергея Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащим удовлетворению, в виде взыскания штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией - 2500 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Гончарова Сергея Александровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 29, корп. 1, кв. 256, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310774611300975, к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Гончарова Сергея Александровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 29, корп.1, кв. 256, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310774611300975, административный штраф в размере 2500 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Рязанской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области),
ИНН 6234010728;
КПП 623401001;
Счет 40101810400000010008;
Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань,
БИК 046126001;
ОКАТО 61401000000;
КБК 32111690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Ф. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 30 января 2012 г. N А54-6905/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru