Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 13 февраля 2012 г. N А54-3926/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Омелиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чистовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Рязанской области к Администрации муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (ОГРН 1056216016801), р.п. Ухолово Рязанской области к муниципальному унитарному предприятию "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области (ОГРН 1086217000143), р.п. Ухолово Рязанской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ухоловские тепловые сети" (ОГРН 1106217000471), р.п. Ухолово Рязанской области о признании сделок недействительными
при участии в судебном заседании:
от истца - Щукина Е.И. - помощник прокурора;
от ответчика (администрация муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области);
от ответчика (муниципальное унитарное предприятие "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области) - не явился, извещен;
от ответчика (общество с ограниченной ответственностью "Ухоловские тепловые сети") - Высоцкий Ю.М. - представитель, доверенность от 01.05.2011 на срок до 01.05.2012;
установил: заместитель прокурора Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к администрации муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, (ОГРН 1056216016801), р.п. Ухолово Рязанской области, муниципальному унитарному предприятию "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области, (ОГРН 1086217000143), р.п. Ухолово Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью "Ухоловские тепловые сети", (ОГРН 1106217000471), р.п. Ухолово Рязанской области о признании недействительной сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", оформленную актом приема-передачи от 27.10.2010 года между МУП "Теплосервис" и Администрацией муниципального образования - Ухоловское городское поселение и признании недействительным договора безвозмездного пользования N 35 от 30.12.2010, заключенного между муниципальным образованием - Ухоловское городское поселение и ООО "Ухоловские тепловые сети" в следствие нарушений, допущенных в ходе проведения аукциона.
Заместитель прокурора Рязанской области заявлением от 07.12.2011 уточнил исковые требования, просит:
признать недействительной сделку по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", оформленную актом приема-передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении у МУП "Теплосервис" в казну Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области, от 27.10.2010 г.;
признать недействительными торги в форме открытого аукциона в электронной форме, проведенные 20.12.2010 г., результаты которых оформлены протоколом от 20.12.2010 г. подведения итогов открытого аукциона в электронной форме;
признать недействительным протокол от 20.12.2010 г. об итогах аукциона на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, составленный конкурсной комиссией - единой комиссией по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области;
признать недействительным договор безвозмездного пользования от 30.12.2010 г. N 35, заключенный между муниципальным образованием - Ухоловское городское поселение и ООО "Ухоловские тепловые сети".
Уточнение судом принято.
Представители ответчиков: Администрации муниципального образования Ухоловское городское поселение и МУП "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных ответчиков.
Истец поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Администрация муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области) признает исковые требования в полном объеме, просит суд иск удовлетворить (т. 4 л.д. 121).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание судом принято.
ООО "Ухоловские тепловые сети" возражает против иска, ссылаясь на отсутствие регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество, изъятое у МУП "Теплосервис".
МУП "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области направило отзыв на иск, с требованиями прокурора не согласно (т. 2 л.д. 63 - 65).
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Муниципальное унитарное предприятие " Теплосервис" было создано 09.04.2008 на основании Постановления N 109-р главы муниципального образования Ухоловского муниципального района Рязанской области с целью удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (т. 2 л.д. 66).
Основными видами деятельности предприятия являются: производство теплоэнергии, теплоснабжение, техническое обслуживание газовых, электрических и тепловых котлов, платные услуги населению и юридическим лицам по монтажу и ремонту отопительных систем (пункты 2.1, 2.2 Устава).
При создании предприятие было наделено имуществом на праве хозяйственного ведения. Уставный капитал определен в размере 100000 руб. В качестве вклада в уставный капитал было передано имущество: электродвигатель 75/1500, электронасос КМ 100-80-160, агрегат сварочный АДД 4002 м2, счетчик газа СПб, котел отопительный "Хопер" РГУ-2 Ml, общей стоимостью 100000 руб. (т. 2 л.д. 68)
Кроме того, на основании распоряжения главы Ухоловского муниципального района от 03.07.2007 N 217-р предприятию было передано движимое и недвижимое имущество системы теплоснабжения из муниципальной казны на праве хозяйственного ведения для осуществления уставной деятельности.
По акту приема-передачи от 03.07.2008 имущество принято в хозяйственное ведение движимое и недвижимое в количестве 40 наименований, балансовой стоимостью 11523400 руб. 92 коп. (т. 2 л.д. 67).
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 17.09.2008 N 221 "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области было передано недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" Ухоловского муниципального района в собственность муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (т. 2 л.д. 113 - 115).
По распоряжению главы муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 14.11.2008 N 418 вновь образованному муниципальному образованию Ухоловское городское поселение передано из муниципальной собственности муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области недвижимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Теплосервис" Ухоловского муниципального района согласно приложению к распоряжению (т. 2 л.д. 69)
Объекты недвижимого имущества были переданы по акту приема-передачи по состоянию на 31.12.2008 г. (т. 2 л.д. 70 - 71)
30.03.2009 постановлением главы Ухоловского городского поселения N 21 утвержден Устав муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области в новой редакции, учредителем является Администрация муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (т. 1 л.д. 128 - 136).
Распоряжением Администрации муниципального образования Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области от 01.04.2009 N 8-а был назначен директор и передано муниципальное имущество в хозяйственное ведение МУП "Теплосервис" (т. 1 л.д. 137, т. 2 л.д. 72).
Недвижимое имущество передано по акту приема-передачи от 01.04.2009 в том числе спорное (т. 1 л.д. 113), движимое имущество - по акту от 06.04.2009 (т. 1 л.д. 116 - 119).
На основании письма и.о. директора МУП "Теплосервис" от 19.10.2010 N 123 (л.д. 93 - 99 т. 3) принято распоряжение Администрации муниципального образования Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области N 41а от 25.10.2010 об исключении имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис" и включении имущества в состав объектов муниципальной казны муниципального образования (т. 1 л.д. 10 - 11).
По акту приема-передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении у муниципального унитарного предприятия "Теплосервис" в казну Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области 27.10.2010 было передано имущество муниципального предприятия и принято Администрацией Ухоловского городского поселения, согласно Приложению 33 наименования: здание администрации (ул. Заводская, 58), здание ЦТП (ул. Кооперативная), здание ЦТП (ул. Советская), здание котельной (ул. Заводская), здание АТП (ул. Заречная, 36), здание АТП (ул. Заречная, 38), здание АТП (ул. Заречная, 40), здание АТП (ул. Совхозная, 62), теплотрасса (от котельной до разветвления), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (развилка от завода до ЦТП ул. Советская), теплотрасса (развилка от трассы на ТОО "Маяк" до ЦТП), теплотрасса (развилка от трассы на ТОО "Маяк" до домов), теплотрасса (по ул. Заводская, 54, 56, ул. Кооперативная, 48), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (до домов по ул. Заводская, 50, 52), теплотрасса (от котельной на больницу и спорткомплекс), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Вокзальная 241 м.), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (по ул. Ленина), (теплотрасса по ул. Ленина) (т. 1 л.д. 12 - 13).
Движимое имущество было исключено из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис" на основании распоряжения N 54а от 27.12.2010 в количестве 65 наименований (т. 2 л.д. 123 - 125) и передано по акту приема-передачи от 28.12.2010 (т. 2 л.д. 82 - 85).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия обладают специальной (целевой) правоспособностью. Это означает, что действия предприятия и по распоряжению закрепленным за ним имуществом должны быть обусловлены задачами их уставной деятельности и целевым назначением имущества.
Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности унитарного предприятия или учреждения, закрепленной законом или иным правовым актом, ничтожны в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, правомочие распоряжения имуществом предприятия и учреждения ограничено уже самой правоспособностью предприятия.
При сравнении наименования объектов недвижимого и движимого имущества, переданного МУП "Теплосервис" в хозяйственное ведение для осуществления уставной деятельности, судом установлено, что все имущество, участвующее в хозяйственной деятельности изъято у предприятия, следовательно, оно не может выполнять уставную деятельность, что является нарушением статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имущество в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определен перечень полномочий собственника имущества унитарного предприятия, среди которых отсутствует право распоряжаться переданным в хозяйственное ведение имуществом с согласия унитарного предприятия.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании положений пункта 1 статьи 166, пункта 1 статьи 167, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и недействительна с момента ее совершения, независимо от признания ее таковой судом.
Сделка по прекращению права хозяйственного ведения имуществом муниципального предприятия, оформленная актом приема-передачи от 27.10.2010 между МУП "Теплосервис" и Администрацией муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, является ничтожной, поскольку противоречит требованиям статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьям 10, 49, 295, пункту 2 статьи 296 и пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника являются сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 по делу N 10984/08 определена правовая позиция по применению норм права, регулирующих отношения, связанные с распоряжением предприятия имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения. Согласно разъяснениям, данным в указанном постановлении, ни положения Гражданского кодекса Российской Федерации, ни нормы Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него это имущество.
В этой связи такие сделки являются недействительными независимо от того, совершены ли они по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Администрацией муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области принято распоряжение N 60 от 05.05.2011 об отмене распоряжения от 25.10.2010 за N 41а "Об исключении из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис" муниципального имущества и включении имущества в состав объектов муниципальной имущественной казны муниципального образования", в пункте 2 которого указано о том, что распоряжение N 41а от 25.10.2010 считать недействительным с момента его издания, и не порождающим какие-либо юридические последствия.
Изъятие из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис" имущества, которое непосредственно участвует в производственной деятельности предприятия для достижения его уставных целей, лишило данное предприятие возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, что существенно ущемляет его экономические права и интересы.
Доводы ответчика ООО "Теплосервис" о том, что у МУП "Теплосервис" не возникло право на объекты недвижимого имущества, так как не зарегистрировано право хозяйственного ведения судом не принимаются по следующим основаниям.
До 27 декабря 2010 года спорное недвижимое и движимое имущество находилось на балансе предприятия и на основании распоряжения от 05.05.2011 N 60 продолжает находиться в хозяйственном ведении МУП "Теплосервис", поскольку распоряжение N 41а об исключении из хозяйственного ведения имущества отменено.
Таким образом, право хозяйственного ведения возникло у МУП "Теплосервис" с момента передачи ему имущества собственником.
Кроме того, то обстоятельство, что имущество изымалось у МУП "Теплосервис", само по себе уже свидетельствует о том, что право хозяйственного ведения на имущество у предприятия было с момента закрепления этого имущества на праве хозяйственного ведения и оно может быть зарегистрировано в любой момент с момента регистрации права муниципальной собственности.
В материалы дела не представлены доказательства, что право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества зарегистрированы за муниципальным собственником. При отсутствии такой регистрации муниципальное предприятие реально не имеет возможности зарегистрировать право хозяйственного ведения. Поведение муниципального собственника в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует рассматривать как злоупотребление своим правом.
В распоряжении о закреплении за муниципальным унитарным предприятием имущества для осуществления его хозяйственной деятельности по теплоснабжению не был установлен срок для регистрации права хозяйственного ведения, поэтому оно может быть совершено в любой момент. В отсутствие регистрации права муниципальной собственности, предприятие не имело реальной возможности зарегистрировать право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
Учитывая данные обстоятельства, Администрация муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области своим распоряжением восстановила положение, существовавшее до нарушения прав муниципального предприятия (т. 2 л.д. 25).
Объекты недвижимого имущества, переданные предприятию, находятся у него на законном основании, поэтому собственник имущества не вправе изымать данные объекты в отсутствие государственной регистрации на них права хозяйственного ведения предприятия. Данная правовая позиция поддержана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2011 N ВАС-15531/10.
Согласно части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иске полностью или частично.
Администрация признает исковые требования прокурора в полном объеме и просит суд их удовлетворить (т. 4 л.д. 121).
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Суд принимает признание ответчиком иска.
Таким образом, требование прокурора о признании сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", оформленной актом приема-передачи от 27.12.2010 между МУП "Теплосервис" и Администрацией муниципального образования-Ухоловское городское поселение, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
До принятия распоряжений об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", Администрацией муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области 19.10.2010 принято постановление N 47 "О проведении аукциона на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом системы теплоснабжения (т. 1 л.д. 14).
Аукцион был признан несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника - ООО "Ухоловские тепловые сети".
По результатам проведенного 20.12.201 аукциона между Администрацией муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (Ссудодатель) и ООО "Ухоловские тепловые сети" (Ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 1.1 договора Ссудодатель передает Ссудополучателю в безвозмездное пользование следующее недвижимое имущество системы теплоснабжения (далее Имущество): здание администрации (ул. Заводская, 58), здание ЦТП (ул. Кооперативная), здание ЦТП (ул. Советская), здание котельной (ул. Заводская), здание АТП (ул. Заречная, 36), здание АТП (ул. Заречная, 38), здание АТП (ул. Заречная, 40), здание АТП (ул. Совхозная, 62), теплотрасса (от котельной до разветвления), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (развилка от завода до ЦТП ул. Советская), теплотрасса (развилка от трассы на ТОО "Маяк" до ЦТП), теплотрасса (развилка от трассы на ТОО "Маяк" до домов), теплотрасса (по ул. Заводская, 54, 56, ул. Кооперативная, 48), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (ул. Кооперативная), теплотрасса (до домов по ул. Заводская, 50, 52), теплотрасса (от котельной на больницу и спорткомплекс), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Вокзальная 241 м.), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Заводская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (ул. Советская), теплотрасса (по ул. Ленина), (теплотрасса по ул. Ленина) (т. 1 л.д. 18).
Таким образом, предметом договора N 35 безвозмездного пользования является имущество, изъятое у МУП "Теплосервис".
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, муниципальный собственник не вправе был распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Сделка по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", оформленная актом приема-передачи от 27.10.2010 не создает правовых последствий по прекращению права хозяйственного ведения, так как является ничтожной, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, последующие действия по проведению аукциона, заключению договора безвозмездного пользования являются недействительными ничтожными.
Требования прокурора о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона в электронной форме, проведенного 20.12.2010 в электронной форме, протокола от 20.12.2010 об итогах аукциона на право заключения договора и договора безвозмездного пользования от 30.12.2010 N 35 подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Поскольку аукцион признан несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника - ООО "Ухоловские тепловые сети" (согласно протоколу аукциона от 20.12.2010) договор на передачу в безвозмездное пользование спорного имущества был заключен с ООО "Ухоловские тепловые сети".
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).
Торги в форме аукциона были проведены с нарушением правил, установленных законом.
Администрация муниципального образования - Ухоловское городское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области письмом N 309 от 20.10.2010 направила Министру имущественных и земельных отношений Рязанской области заявку о проведении аукциона на право заключения договора аренды безвозмездного пользования муниципальным имуществом системы теплоснабжения с приложением документации на 26 листах. В письме Администрация просила разместить информацию на сайте 26 октября 2010 года (т. 3 л.д. 71).
Доказательства размещения информации на сайте Рязанской области в сети "Интернет" суду не представлены.
В извещении, которое было направлено в Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области указаны противоречивые сведения, не ясно на каких условиях передается имущество.
В заявке указаны следующие условия публичной оферты: начальная (минимальная) цена договора аренды (цена лота) определяется в размере годовой арендной платы составляет 321500 руб. без учета НДС. Величина повышения начальной цены договора аренды (шаг аукциона) составляет 5% от цены лота. Срок действия договора - 15 лет. В сумму арендной платы не включены затраты на страхование, а также эксплуатацию и содержание арендованного имущества. Арендная плата (без учета НДС) производится не позднее 25 числа месяца, следующего за оплачиваемым. Арендуемое имущество должно быть возвращено в том же состоянии, в котором оно было передано Арендатору, с учетом износа. Также должны быть переданы по акту и все произведенные перестройки и переделки, а также улучшения, составляющие принадлежность имущества и неотделимые без вреда для его конструкций и интерьера. При заключении и исполнении договора аренды изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке запрещается (т. 3 л.д. 73).
Таким образом, из извещения о проведении аукциона, следует, что по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды спорного имущества с начальной (минимальной) годовой арендной платой 321500 руб. Вместе с тем, в результате был заключен договор безвозмездного пользования, а не договор аренды. Обязательства по аренде и безвозмездного пользования - это различные правоотношения и регулируются различными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации главы 34 (аренда) и 36 (безвозмездное пользование).
В извещении о проведении открытого аукциона N 8, 10, 10 на право заключения договора аренды безвозмездного пользования муниципальным имуществом (т. 3 л.д. 102) прием заявок осуществляется с 27.10.2010, такая же дата указана в Условиях проведения.
Заявка на право заключения договора аренды безвозмездного пользования от ООО "Ухоловские тепловые сети" зарегистрирована в журнале регистрации 13.10.2010 в 10 час. 00 мин. (т. 3 л.д. 75).
В протоколе аукциона от 20.12.2010 указано, что заявка поступила только от ООО "Ухоловские тепловые сети" (т. 1 л.д. 15).
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Вместе с тем, ООО "Ухоловские тепловые сети" не могло совершать каких либо действий в качестве юридического лица 13.10.2010, поскольку было зарегистрировано в качестве такового 20.12.2010 года.
В соответствии с пунктом 2 Условий о проведении аукциона на право заключения договора должна быть представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать и имени заявителя без доверенности.
По состоянию на 13.10.2010 года ООО "Ухоловские тепловые сети" не было зарегистрировано в качестве юридического лица, следовательно, не могло представить сведения о регистрации и, соответственно, документ об избрании руководителя, который вправе действовать без доверенности.
В нарушение пункта 23 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее Правила от 10.02.2010 N 67) и статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация неправомерно зарегистрировала ООО "Ухоловские тепловые сети" в качестве участника аукциона.
Таким образом, Администрация в нарушение требований закона и Условий проведения аукциона указала в качестве единственного участника ООО "Ухоловские тепловые сети", не представив доказательства надлежащего оповещения неопределенного круга лиц о проведении открытого аукциона, допустив к участию лицо, в нарушение условий допуска, установленных Правилами от 10.02.2010 N 67, поэтому доводы прокурора о нарушении прав других субъектов предпринимательской деятельности на участие аукциона являются правомерными.
Поскольку аукцион проведен с нарушением правил, установленных законом, протокол аукциона от 20.12.2010 является недействительным.
Из анализа документов, представленных в дело, суд установил, что Администрация заключила с ООО "Ухоловские тепловые сети" договор N 35 безвозмездного пользования от 30.12.2010 фактически без проведения торгов на заключение такого договора в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, аукцион на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом системы теплоснабжения следует признать недействительным, как проведенный с нарушением правил, установленных законом.
Признание аукциона недействительным является основанием для признания недействительным договора безвозмездного пользования, заключенного по результатам аукциона, признанного несостоявшимся.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать недействительной сделку по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплосервис", оформленную актом приема-передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении у МУП "Теплосервис" в казну Ухоловского городского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области от 27.10.2010;
Признать недействительными торги в форме открытого аукциона, проведенный в электронной форме 20.12.2010, результаты которого оформлены протоколом от 20.12.2010 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме;
Признать недействительным протокол от 20.12.2010 об итогах аукциона на право заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, составленный конкурсной комиссией - единой комиссией по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования Ухоловский муниципальный район Рязанской области;
Признать недействительным договор безвозмездного пользования от 30.12.2010 N 35, заключенный между муниципальным образованием Ухоловское городское поселение и ООО "Ухоловские тепловые сети".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Омелина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 февраля 2012 г. N А54-3 926/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru