Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28 декабря 2011 г. N А54-6169/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365) о признании недействительным решения N 676 от 19.07.2010
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Жуков О.В., юрисконсульт, доверенность от 11.01.2011 N 5, личность установлена на основании паспорта;
от ответчика: Драницына Л.А., главный специалист-эксперт МИФНС N 1 по Рязанской области, доверенность от 11.01.2011 N 03-21/5, личность установлена на основании удостоверения.
установил: открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области о признании недействительным решения N 676 от 19.07.2010 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 30.03.2011 производство по делу N А54-6169/2010 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6176/2010 .
Определением суда от 16.11.2011 производство по делу N А54-6169/2010 возобновлено с 21.12.2011.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель налогового органа возражала против удовлетворения требования заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует: ОАО "Рязаньнефтепродукт" 10.03.2009 представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2008 года, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 2324231 руб. Сумма налога уплачена в бюджета, что отражено в оспариваемом решении.
Общество представило в налоговый орган пять уточненных налоговых расчетов. В уточненных расчетах Обществом уточнялась остаточная стоимость как облагаемого, так и необлагаемого имущества. В первичном расчете средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составляла 0 руб., в пятой уточненной декларации средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составила 414447993 руб., сумма налога, подлежащего уплате в бюджет составила 22886211 руб.
Из указанных расчетов следует, что Общество заявило льготу согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации как организация, освобождаемая от налогообложения, в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (код льготы 2010236, код ОКОФ 12 4526372).
В связи с предоставлением уточненных налоговых расчетов налоговый орган провел камеральную проверку последнего уточненного налогового расчета, по результатам которой составлен акт от 05.05.2010 N 5441, согласно которому выявлена неуплата Обществом налога на имущество организаций в сумме 38545 руб. по сроку уплаты до 01.04.2009, на том основании, что Обществом необоснованно заявлена льгота по налогу на имущество по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (код льготы 2010236) в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 12 4526372).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 05.05.2010 N 5441 и возражений налогоплательщика (т. 1 л.д. 23-30) налоговым органом принято решение от 19.07.2010 N 676 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 31-41), согласно которому ОАО "Рязаньнефтепродукт" начислен налог на имущество организаций в сумме 38545 руб. по сроку уплаты до 01.04.2009.
Апелляционная жалоба Общества на решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как усматривается из материалов дела, Общество заявило льготу в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372, код льготы 2010236).
В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и содержит наиболее полную информацию об используемых организациями различных отраслей объектах основных средств и их группировках.
Право на налоговую льготу имеют организации, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета имущество, перечисленное в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В соответствии с указанным Перечнем имущества к льготируемому имуществу относится в том числе элементы федеральных автомобильных: переходно-скоростные полосы (код по ОКОФ 12 4526372). При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта.
Переходно-скоростные полосы входят в состав имущества, относящегося к сооружениям, являющихся неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что переходно-скоростные полосы не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных дорог, является необоснованной.
Согласно пункту 13 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 (действующим в спорный период) объекты дорожного сервиса, в т.ч. АЗС, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В силу пункта 11 указанных Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Требование оборудовать переходно-скоростными полосами объект, примыкающий к федеральной автомобильной дороге, содержатся и в пункте 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и пункте 15.2 ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах".
Исходя из статьи 9.1 Постановления от 23 октября 1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" переходно-скоростные полосы - это местное уширение проезжей части.
Согласно пункту 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий -при интенсивности 200 прив. ед/сут. и более".
Таким образом, переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
По своей природе переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к АЗС.
Следовательно, переходно-скоростная полоса является не только оборудованием АЗС, но еще и неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что на балансе Общества находятся переходно-скоростные полосы на АЗК-17, АЗК-25.
Право на предоставление льготы зависит от функциональной принадлежности объекта обложения налогом на имущество и никак не связано с деятельностью налогоплательщика.
Выводы суда согласуются с правовой позицией судебных инстанций по делу N А54-6176/2010.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что Обществом правомерно заявлена льгота, предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на имущество в сумме 38545 руб. по сроку уплаты до 01.04.2009.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" в сфере экономической деятельности, в оспариваемой части следует признать недействительным.
При подаче заявления Общество уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением от 03.12.2010 N 32042 (т. 1 л.д. 8).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного, понесенные заявителем судебные расходы в размере 2000 руб. относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 г. N 676 о привлечении открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244) к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244), вызванные принятием решения от 19.07.2010 г. N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, г. Первомайский пр-кт, д. 15/21, ОРГН 1046206020365) в пользу открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, Товарный двор (ст. Рязань-1), д. 80, ОГРН 1026200870244) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Ю. Мегедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28 декабря 2011 г. N А54-6169/2010
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru