Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 декабря 2011 г. N А54-6174/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Ушаковой И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.07.2010 N 3314
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Старостин К.А., начальник юридического отдела, доверенность от 28.12.2010 N 304, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от ответчика: Братчук А.Б. - специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 21.11.2011 N 03-21/47, личность установлена на основании предъявленного удостоверения,
установил: открытое акционерное общество "Рязаньнефтепродукт" (далее - ОАО "Рязаньнефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Рязанской области, Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.07.2010 N 3314.
Заявитель уточнил, что оспаривает пункты 2, 3 решения.
Определением суда от 30.03.2011 производство по делу N А54-6174/2010 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6176/2010 (т. 1 л. д. 137-139).
Определением суда от 31.10.2011 производство по делу NА54-6174/2010 возобновлено с 23.11.2011 (т.1 л.д. 143-144).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (т. 1 л. д. 5-8), возражениях на отзыв (т. 1 л.д. 132).
Представитель налогового органа возражала против удовлетворения требования заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л. д. 62-67).
Из материалов дела судом установлено: ОАО "Рязаньнефтепродукт" 28.04.2008 представило в налоговый орган первичный "Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций" за 1 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа за указанный период составила - 2 242 191 руб. Сумма авансового платежа уплачена в доход бюджета, что отражено в оспариваемом решении.
Общество представило в налоговый орган шесть уточненных налоговых расчетов. В уточненных расчетах Обществом уточнялась остаточная стоимость как облагаемого, так и необлагаемого имущества. В первичном расчете средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составляла 0 руб., в шестом уточненном налоговом расчете за 1 квартал 2008 года средняя стоимость необлагаемого налогом имущества составила 1 988 131 руб., сумма авансового платежа - 2 243 605 руб. (т. 1 л.д. 94).
Из указанных расчетов следует, что Общество заявило льготу согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации как организация, освобождаемая от налогообложения, в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (код льготы 2010236, код ОКОФ 12 4526372).
В связи с предоставлением уточненных налоговых расчетов налоговый орган провел камеральную проверку последнего уточненного налогового расчета, по результатам которой составлен акт от 05.05.2010 N 5437, согласно которому выявлена неуплата Обществом налога на имущество организаций в сумме 10934 руб. по сроку уплаты до 04.05.2008 (подпункт 3.1.1. пункта 3.1. акта от 05.05.2010 N 5437), предложено взыскать указанную сумму и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (подпункты З.1.1., 3.2.2. пункта 3.2. акта от 05.05.2010 N 5437), на том основании, что Обществом в уточненном налоговом расчете необоснованно заявлена льгота по налогу на имущество по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (код льготы 2010236) в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 12 4526372) (т.1 л. д. 81-84).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 05.05.2010 N 5437 и возражений налогоплательщика (т. 1 л.д. 30-31) налоговым органом принято решение от 19.07.2010 N 3314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 32-42), согласно которому:
- ОАО "Рязаньнефтепродукт" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2186 руб. 80 коп. (пункт 1);
- начислены пени по налогу на имущество организаций в сумме 832 руб. 25 коп. по сроку уплаты до 19.07.2010 (пункт 2);
- начислен налог на имущество организаций в сумме 10934 руб. по сроку уплаты до 04.05.2008 (подпункт 3.1. пункта 3);
Апелляционная жалоба Общества на решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 N 3314 (т. 1 л.д. 43-45) решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 20.09.2010 N 15-12/11866 удовлетворена частично, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 N 3314 отменено в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2186 руб. 80 коп. (пункт 1) (т. 1 л.д. 46-50).
Не согласившись с решением налогового органа от 19.07.2010 N 3314 в неотмененной части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как усматривается из материалов дела, Общество заявило льготу в отношении переходно-скоростных полос на АЗК-17, АЗК-25 (код ОКОФ 124526372, код льготы 2010236).
В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" все расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов, съездов, примыканий, площадок для стоянки автомобилей и других объектов, находящихся в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, несут собственники и владельцы этих объектов.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и содержит наиболее полную информацию об используемых организациями различных отраслей объектах основных средств и их группировках.
Право на налоговую льготу имеют организации, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета имущество, перечисленное в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В соответствии с указанным Перечнем имущества к льготируемому имуществу относится в том числе элементы федеральных автомобильных: переходно-скоростные полосы (код по ОКОФ 12 4526372). При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта.
Переходно-скоростные полосы входят в состав имущества, относящегося к сооружениям, являющихся неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что переходно-скоростные полосы не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных дорог, является необоснованной.
Согласно пункту 13 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 (действующим в спорный период) объекты дорожного сервиса, в т.ч. АЗС, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
В силу пункта 11 указанных Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Требование оборудовать переходно-скоростными полосами объект, примыкающий к федеральной автомобильной дороге, содержатся и в пункте 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и пункте 15.2 ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах".
Исходя из статьи 9.1 Постановления от 23 октября 1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" переходно-скоростные полосы - это местное уширение проезжей части.
Согласно пункту 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед/сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 прив. ед/сут. и более".
Таким образом, переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
По своей природе переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги. При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к АЗС.
Следовательно, переходно-скоростная полоса является не только оборудованием АЗС, но еще и неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что на балансе Общества находятся переходно-скоростные полосы на АЗК-17, АЗК-25.
Право на предоставление льготы зависит от функциональной принадлежности объекта обложения налогом на имущество и никак не связано с деятельностью налогоплательщика.
Выводы суда согласуются с правовой позицией судебных инстанций по делу N А54-6176/2010 (т. 2 л.д. 1-6, 7-11, 12-19).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что Обществом правомерно заявлена льгота, предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на имущество в сумме 10934 руб. и пени в сумме 832 руб. 25 коп.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 N 3314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" в сфере экономической деятельности, в оспариваемой части следует признать недействительным.
При подаче заявления Общество уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб., что подтверждается платежным поручением от 03.12.2010 N 32049 (т. 1 л.д. 9).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного, понесенные заявителем судебные расходы в размере 2000 руб. относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 19.07.2010 г. N 3314 о привлечении открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244) к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, ОГРН 1026200870244), вызванные принятием решения от 19.07.2010 г. N 3314 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, г. Первомайский пр-кт, д. 15/21, ОРГН 1046206020365) в пользу открытого акционерного общества "Рязаньнефтепродукт" (г. Рязань, Товарный двор (ст. Рязань-1), д. 80, ОГРН 1026200870244) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 декабря 2011 г. N А54-6174/2010
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru