Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 27 декабря 2011 г. N А54-6293/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2011 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Митяева Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ремизовой Ю.Д., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН - 1096219000338), г. Михайлов Рязанской области к Михайловскому муниципальному району Рязанской области в лице администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (ОГРН - 1026200599666), г. Михайлов Рязанской области о взыскании 4136870 рублей,
в судебном заседании был объявлен перерыв с 15.12.2011 до 20.12.2011, после перерыва судебное заседание было продолжено,
при участии в судебном заседании:
от истца: Паршкова Ю.Н. - представитель, доверенность от 16.11.2011; Князев А.В. - генеральный директор, протокол общего собрания учредителей N 1 от 02.02.2011; Лапшина В.Н. - представитель, доверенность от 15.12.2011;
от ответчика: Божибина Т.А. - представитель, доверенность от 15.12.2011;
установил: открытое акционерное общество 'Водоканал" (далее по тексту - ОАО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к муниципальному образованию - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (далее - ответчик ) о взыскании 4136870 руб. убытков, в виде выпадающих доходов от разницы между экономически обоснованными тарифами на услуги водоснабжения, водоотведения и тарифами, установленными на данные услуги для населения на 2009, 2010 годы.
В предварительном судебном заседании 15.12.2011 представитель истца заявил об уменьшении исковых требований и просил суд взыскать выпадающие доходы за период с 2009 - 2010 в размере 1002000 руб.
Уточнение исковых требований судом принято.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что факт наличия выпадающих доходов за 2009 - 2010 в размере 1002000 руб. не оспаривает. Указал, что в следствие применения тарифов, утвержденных для населения муниципального образования сумма доходов, складывающаяся из платы населения за оказанные услуги не обеспечивает истцу затрат, связанных с представлением этих услуг. Фактические объемы оказанных услуг в спорный период также ответчиком не оспариваются.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Принимая во внимание согласие истца и ответчика, суд, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.
В связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 15.12.2011 был объявлен перерыв до 20.12.2011, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области, после перерыва судебное заседание было продолжено.
После перерыва в судебном заседании присутствовали те же лица.
Представитель истца в судебном заседании после перерыва указанные исковые требования поддержал в уточненном виде.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 4.2 Устава ОАО "Водоканал" основными видами деятельности ОАО "Водоканал" является управление эксплуатацией жилищного фонда, нежилого фонда, сбор, очистка и распределение воды и т.д.
В период с июня 2009 г. по декабрь 2010 г. включительно ОАО "Водоканал" оказывало населению муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области услуги по водоснабжению и водоотведению, что подтверждается материалами дела и ответчиком не отрицается.
В виду того, что ОАО "Водоканал" оказывало коммунальные услуги населению (по льготным тарифам) на территории муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области, то муниципальное образование - Михайловский муниципальный район Рязанской области должно было возместить ОАО "Водоканал" убытки в виде недополученных доходов.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области от 26.12.2008 N 682 были установлены льготные тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (водоснабжение - 18 руб./куб. м, водоотведение - 20 руб./куб. м - т. 1, л.д. 32). Указанным постановлением были установлены экономически обоснованные тарифы на 2009 год (водоснабжение - 23,31 руб./куб. м; водоотведение - 28, 37 руб./куб. м, т.1 л.д.33).
Глава муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области постановлением от 30.09.2009 N 579 распространил действие тарифов, установленных постановлением от 26.12.2008 N 682, на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями жилищно-коммунального комплекса на ОАО "Водоканал" по правоотношениям, возникшим с 01.06.2009 г. (т. 1, л.д. 35).
Постановлением главы муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области от 26.11.2009 N 693 (т. 1, л.д. 36) установлены тарифы на коммунальные услуги, оказываемые для населения муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области на 2010 год (водоснабжение -21,00 руб./куб. м; водоотведение - 23,00 руб./куб. м, т. 1 л.д. 37). Указанным постановлением были установлены экономически обоснованные тарифы на 2010 год в размере: водоснабжение-23,31 руб./куб. м; водоотведение - 28,37 руб./куб. м.
С учетом отпуска населению воды и принятия стоков выпадающие доходы в 2009 году по расчетом истца составили 2195883 руб.
С учетом полезного отпуска населению воды принятия стоков выпадающие доходы в 2010 году составили 1940987 руб.
Сумма выпадающих у ОАО "Водоканал" доходов (за июнь - декабрь 2009 года, за 2010 год) составила 4136870 руб. (сложилась из произведения объема оказанных услуг на разницу между установленными для общества экономически обоснованными тарифами на водоснабжение и водоотведение и платы за коммунальные услуги для населения).
Об объеме оказанных услуг свидетельствуют затраты по населению за июнь - декабрь 2009 года, за 2010 год и статистические сведения о работе жилищно-коммунальных организаций за 2009, 2010 годы, отчеты по коммунальным услугам (т. 1 л.д. 39-69).
Сумму недополученных ОАО "Водоканал" (за июнь - декабрь 2009 года, за 2010 год) доходов в размере 4136870 руб., ответчик не оплатил.
В направленной в адрес ответчика 19.09.2011 (т. 1, л.д. 74) претензии ОАО "Водоканал" отразило данный факт и предложило возместить выпадающие доходы. Претензия была получена ответчиком 19.09.2011 и оставлена без ответа (т. 1, л.д. 74).
Данное обстоятельство, послужило основанием для обращения ОАО "Водоканал" в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму исковых требований до 1002000 руб.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное ОАО "Водоканал" требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 названного закона одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок является установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение данных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" (далее - Закон N 131) определено, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 4 части 1 статьи 17 названного Федерального закона
Вместе с тем, ответчик в соответствии с полномочиями, предоставленными ему в области тарифного регулирования подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ и статьей 5 Закона N 210-ФЗ, установил для населения тарифы коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на 2009, 2010 г.г. ниже экономически обоснованных тарифов.
Установив своими постановлениями заниженные тарифы для населения, ответчик принял на себя обязанность полного возмещения организации жилищно-коммунального хозяйства расходов по предоставлению услуг за счет средств бюджета.
В соответствии со статьями 16 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в исковой период) в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения у муниципального образования возникают расходные обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, при утверждении для населения льготного тарифа орган местного самоуправления обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают то обстоятельство, что вследствие применения тарифов, утвержденных для населения муниципального образования, сумма доходов, складывающаяся из платы населения за услуги по водоснабжению и водоотведению, не обеспечивает ОАО "Водоканал" полного возмещения затрат, связанных с оказанием этих услуг. Размер причиненных убытков подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается. Доказательств возмещения истцу убытков в сумме 1002000 руб. ответчик в материалы настоящего дела не представил.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что заявленное истцом требование о взыскании с ответчика 1002000 руб. убытков, в виде выпадающих доходов от разницы между экономически обоснованными тарифами на услуги водоснабжения, водоотведения и тарифами, установленными на данные услуги для населения на 2009, 2010 г.г. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в лице администрации муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области (ОГРН -1026200599666; адрес: Рязанская область, Михайловский район, г. Михайлов, пл. Освобождения, д. 1) за счет средств казны муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области в пользу открытого акционерного общества "Водоканал" (ОГРН - 1096219000338; адрес: Рязанская область, Михайловский район, г. Михайлов, ул. им. Маршала Голикова, д. 10) убытки в размере 1002000 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 23020 рублей.
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Водоканал" (ОГРН -1096219000338; адрес: Рязанская область, Михайловский район, г. Михайлов, ул. им. Маршала Голикова, д. 10) из дохода федерального бюджета госпошлину в размере 20664 рубля 35 копеек, перечисленную по платежному поручению N 145 от 16.11.2011.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Митяева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27 декабря 2011 г. N А54-6293/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru