Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 16 февраля 2012 г. N А54-6878/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Милославского района Рязанской области (Рязанская область, р.п. Милославское) к обществу с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" (ОГРН 1026200777680, Рязанская область, р.п. Милославское) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Щукина Е.И., помощник прокурора, личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения,
от ответчика: Каштанова Н.И., руководитель общества, личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта,
установил: в арбитражный суд обратился прокурор Милославского района Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" (далее по тексту - Общество, аптека) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Учитывая те обстоятельства, что Обществом принимаются определенные меры, направленные на создание условий инвалидам для доступа к аптечному пункту, просит назначить административное наказание в минимальном объеме.
Представитель Общества возражает против заявленных требований по основаниям изложенных в возражениях, признавая факт совершения правонарушения, просят назначить наказание в виде предупреждения, пояснив при этом, что здание, в котором расположена аптека, находится в собственности у администрации муниципального образования Милославский район, в настоящее время без разрешения собственника провести реконструкцию здания с целью расширения дверного проема нет возможности. Аптекой перед входом установлена кнопка вызова работника, который окажет всю необходимую помощь инвалиду.
Из материалов дела следует: что 20.05.2010 г. Министерством здравоохранения Рязанской области обществу с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" была выдана лицензия N ЛО-62-02-000169 на право осуществления фармацевтической деятельности со сроком действия до 20.05.2015 г. (л.д. 20-22).
22.11.2011 г. помощником прокурора Милославского района Рязанской области в присутствии директора Общества проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов аптечными учреждениями на территории Милославского района Рязанской области в отношении ООО "Центральная районная аптека N 105", которое осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: Рязанская область, р.п. Милославское, ул. Кооперативная, д. 16 (л.д. 16-17).
Здание аптеки находится в собственности администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области и передано обществу по договору аренды нежилого помещения N 19 от 02.08.2011 г. до 02.07.2012 г. (л.д. 26-28).
Актом осмотра от 22.11.2011 г. выявлено, что проем входной двери в аптечный пункт составляет в ширину 0,9 м., глубину 1,3 м. Около здания аптеки пандус отсутствует.
07.12.2011 г. помощником прокурора Милославского района по факту отсутствия специальных приспособлений (пандусов, поручней) на входе в здание аптеки было получено объяснение у директора Общества, которая пояснила, что здание аптеки находится в собственности администрации муниципального района, изменения дверного проема является капитальным ремонтом здания, то есть находится в компетенции собственника здания, что пандусов у аптеки тоже нет. При этом факт правонарушения признала (л.д. 15).
07.12.2011 прокурором Милославского района Рязанской области в отношении ООО "Центральная районная аптека N 105" возбуждено административное производство по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем вынесено постановление в присутствии директора Общества Каштановой Н.И., которой разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под роспись (л.д. 9-14).
Копия указанного постановления получена Каштановой Н.И. 07.12.2011, о чем имеется соответствующая отметка (л.д. 14).
На основании изложенного прокурор Милославского района Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные в совокупности материалы настоящего дела, заслушав объяснения представителя заявителя и лица, привлекаемого к административному правонарушению, Арбитражный суд Рязанской области считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона N 128-ФЗ).
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Согласно пункту 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, из смысла и содержания указанных Правил следует, что аптечные организации должны обеспечить людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата любым способом доступ в здание. Это могут быть как поручни у лестниц, так и пандусы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также определено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
01.09.2001 введен в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", взамен ВСН 62-91 "Ведомственные строительные нормы. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", действовавших с 01.01.1992 года.
При этом требования, предъявляемые к оборудованию входов помещений, содержались как в ВСН 62-91, так и в СНиП 35-01-2001, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73.
Так, пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Согласно подпунктам 3.29, 3.30, 3.32 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
В силу пунктов 1, 7 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требовании, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.
Следовательно, требования названного нормативного документа в области строительства - СНиП 35-01-2001 являются обязательными для исполнения, поскольку обеспечивают доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Данный факт подтверждается также письмом Госстроя Российской Федерации от 22.12.2003 г. N ЛБ-8381/9.
Согласно приказу Управления здравоохранения Рязанской области от 15.02.2006 N 54 ООО "Центральная районная аптека N 105" включена в перечень аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных препаратов по льготным рецептам, и осуществляет необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 3 Устава ООО "Центральная районная аптека N 105", утвержденного решением N 1 от 07.12.2009 г. участников Общества, предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, право открывать в установленном порядке расчетные и другие счета, в том числе валютные в банках на территории Российской Федерации, иметь печать, штамп, бланки со своим фирменным наименованием (л.д. 38-60).
Из материалов дела арбитражным судом установлено, что на момент проверки вход в здание аптеки ООО "Центральная районная аптека N 105", расположенного по адресу: Рязанская область, р.п. Милославское, ул. Кооперативная, д. 16 не был оборудован для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения пандусом.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 22.11.2011 г. (л.д. 16-17), представленной в материалы дела фототаблицей (л.д. 63-70), объяснениями директора Общества, данными как в ходе проведения проверки так и в судебном заседании, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 9-15).
Следовательно, ООО "Центральная районная аптека N 105" не обеспечило соблюдение правил продажи лекарственных средств в части, касающейся соблюдений требований, предъявляемых к помещениям аптечных учреждений (оборудование входа в аптеку для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что в действиях ООО "Центральная районная аптека N 105" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Полномочия прокурора на право возбуждения дела об административном правонарушении и составления постановления подтверждены ст. 28.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких условиях требования заявителя о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При определении наказания арбитражный суд учитывает фактические обстоятельства дела, а именно:
- Обществом предприняты меры, направленные на создание условий инвалидам для доступа к зданию аптеки в виде монтажа кнопки вызова работника аптеки, что подтверждается представленный в материалы дела фототаблицей (л.д. 77-80);
- в материалы дела не представлены доказательства обращения граждан из числа маломобильных групп населения по поводу невозможности входа в помещение аптеки;
- обществом оказывается услуга по доставке лекарственных средств на дом;
- здание аптеки находится в собственности администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области и предоставлено в аренду Обществу.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено
Суд расценивает данные обстоятельства, в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как смягчающие.
Учитывая изложенное, а также позицию самого заявителя, суд назначает обществу с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" (ОГРН 1026200777680, Рязанская область, пгт. Милославское, ул. Кооперативная, д. 16) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Стрельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 16 февраля 2012 г. N А54-6878/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru