Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 1 февраля 2012 г. N А54-7079/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой О. А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (ОГРН 1026201268576, г. Рязань, ул. Соборная, д. 11/63) к индивидуальному предпринимателю Савинкову Владимиру Викторовичу (ОГРН 304623023800030 г. Рязань, п. Соколовка, ул. Школьная, д. За, кв. 2) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Григоров Г.П., старший государственный инспектор УГАДН по Рязанской области, доверенность от 01.12.2011 г.
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Савинкова Владимира Викторовича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Предприниматель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело об административном правонарушении, в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено судом в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 15.12.2011 в 16 час. 20 мин., по адресу: г. Рязань, ул. Соборная, д. 11/63 проведенной, на основании распоряжения от 01.12.2011 N 439, Поветкина A.M. - начальника Управления госавтодорнадзора по Рязанской области, внеплановой документарной проверкой по информации УГИБДД УМВД России по Рязанской области о ДТП в городе Рязани (сводка N 318), установлено, что индивидуальный предприниматель Савинков Владимир Викторович осуществляет перевозку пассажиров на основании лицензии N АСС-62-213431 от 21.09.2004 г. сроком действия до 22.09.2014, с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4. б) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек ..." утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637, а именно:
- индивидуальным предпринимателем не проведены обязательные периодические испытания газотопливной системы и освидетельствования баллонов автобуса ГАЗ-322132 гос N АК93862;
индивидуальным предпринимателем не организовано проведение периодического медицинского освидетельствования водителей - не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований водителей;
- индивидуальным предпринимателем не направлен водитель Воробьев Геннадий Владимирович, совершивший по своей вине дорожно-транспортное происшествие 14.11.2011 на стажировку в течении 8 часов с последующей сдачей тестовых экзаменов;
- индивидуальный предприниматель Савинков В.В. не создал условий для повышения квалификации водителя Воробьева Г.В. и не выполнил требований по повышению его профессионального мастерства путем организации занятий, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями;
- в соответствии с производственным календарем на 2011 год, при 40-часовой рабочей неделе, месячная норма рабочего времени в ноябре месяце 2011 года составляет - 167 часов, а согласно табеля учета рабочего времени за ноябрь 2011 водитель автобуса ГАЗ-322132 гос N СЕ95062 Воронов Ю.А. отработал 176 часов, переработка составила 9 часов;
- отсутствует согласование маршрута движения с руководителем организации, в ведении которого находится железнодорожный переезд, в паспорте маршрута N 80 "ул. Новоселов 53 - пос. Ворошиловка" отсутствует согласование с владельцем железнодорожных переездов схемы движения автобусного маршрута через железнодорожные переезды, в сведениях о трассе маршрута отсутствует наличие железнодорожного переезда между остановочными пунктами.
Вышеперечисленные нарушения отражены в акте внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 15.12.2011 N 075-ВН (л.д. 14-19), который вручен индивидуальному предпринимателю Савинкову В.В. - 15.12.2011 под роспись (л.д. 14).
В этот же день сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (в присутствии индивидуального предпринимателя Савинкова В.В.) в отношении индивидуального предпринимателя Савинкова В.В. составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000314 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 9-10).
В разделе "Объяснения должностного лица Савинкова Владимира Викторовича" данного протокола, индивидуальным предпринимателем Савинковым В.В. написано "С протоколом ознакомлен. С нарушениями согласен, прошу рассмотреть протокол в мое отсутствие" (л.д. 10).
Индивидуальному предпринимателю Савинкову В.В. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным протоколом об административном правонарушении индивидуальный предприниматель Савинков В.В. ознакомлен, копия его получена им - 15.12.2011 (л.д. 10).
Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности " N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.
Указанный Федеральный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в части 2 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Савинков Владимир Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства серии 62 N 000902410 (л.д. 36) Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области за основным государственным регистрационным номером 304623023800030.
В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю Савинкову В.В. лицензией (регистрационный номер АСС-62-213431 от 21.09.2004 л.д. 34), он, как владелец лицензии обязан: обеспечивать наличие лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу примечания ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 9.1 "Руководства по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе", Руководящий документ Р 3112199-1094-03 организации и предприятия, имеющие газобаллонные автомобили, в соответствии с ПБ 10-115-96 "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных постановлением N 20 Госгортехнадзора РФ 18 апреля 1995 г., должны периодически проводить освидетельствование автомобильных газовых баллонов.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем не проведены обязательные периодические испытания газотопливной системы и освидетельствования баллонов автобуса ГАЗ-322132 гос N АК93862 (свидетельство N 631 л.д. 20).
Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии с п. 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 Обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
Статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем не организовано проведение периодического медицинского освидетельствования водителей - не организован контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований водителей.
В соответствии с п. 2.3.2 "Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем не направлен водитель Воробьев Геннадий Владимирович, совершивший по своей вине дорожно-транспортное происшествие 14.11.2011 на стажировку в течении 8 часов с последующей сдачей тестовых экзаменов.
В соответствии с п. 2.3.5 требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель Савинков В.В. не создал условий для повышения квалификации водителя Воробьева Г.В. и не выполнил требований по повышению его профессионального мастерства путем организации занятий, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями.
Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Невыполнение требований, вышеперечисленных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения индивидуальный предприниматель Савинков В.В. признал.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного наказания в виде предупреждения или штрафа на предпринимателей, приравненных в силу статья 2.4 упомянутого Кодекса к должностным лицам, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Вина индивидуального предпринимателя Савинкова В.В. в нарушении ряда лицензионных требований и условий доказана, что является достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается: повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
В статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Как следует из решения Арбитражного суда Рязанской области от 22.11.2011 г. по делу N А54-5159/2011 представленного в материалы настоящего дела, индивидуальный предприниматель Савинков В.В. привлекался за аналогичные правонарушения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Савинков В.В. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Савинкова Владимира Викторовича, 08.11.1961 года рождения, проживающего по адресу г. Рязань, п. Соколовка, ул. Школьная, д. За, кв. 2, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственном регистрационным номером 304623023800030, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя Савинкова Владимира Викторовича административный штраф в сумме 4000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050
КПП 623401001
Р/с 40101810400000010008
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК10611690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Ю. Мегедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 1 февраля 2012 г. N А54-7079/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru