Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 13 февраля 2012 г. N А54-7318/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1026201268576, г. Рязань) к индивидуальному предпринимателю Пронюшкину Алексею Александровичу (ОГРН 304623009200142, Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Григоров Г.П., старший государственный инспектор по доверенности от 01.12.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: в арбитражный суд обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Пронюшкина Алексея Александровича (далее по тексту - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении.
Руководствуясь положениями ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель Пронюшкин А.А. на основании лицензии АСС-62-901080, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с 09.02.2002 г. по 08.09.2007 г., продленного по 08.09.2012 г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании распоряжения начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области N АТД N 440 от 01.12.2011 г. в отношении индивидуального предпринимателя проведена внеплановая документарная проверка соблюдения последним обязательных требований (л.д. 15-16).
Проверкой выявлено следующее:
- индивидуальный предприниматель 27.11.2011 г. не обеспечил соответствие технического состояния транспортного средства Мерседес Бенц гос. N Н880ОУ 62 требованиям безопасности дорожного движения и допустил автобус к эксплуатации при наличии неисправности, угрожающей безопасности дорожного движения. При движении по маршруту N 530 "Рязань-Новомичуринск", с 17 пассажирами в салоне, в поселке Строитель отделилось колесо, что создало опасность для здоровья и жизни пассажиров;
- в период с 01.01.2011 г. по 15.11.2011 г. не проводил предрейсовые инструктажи водителям, осуществляющим междугородные перевозки пассажиров;
- индивидуальный предприниматель не создал условий для повышения квалификации водителей;
- индивидуальным предпринимателем допускается сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха водителей;
- индивидуальный предприниматель не ведет учет рабочего времени, фактически отработанного водителями;
- индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок N 530 "Рязань-Новомичуринск" при отсутствии договора организации перевозок между перевозчиком и уполномоченным органом на перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 530 "Рязань-Новомичуринск", маршрутной карточки на каждое транспортное средство, копии утвержденного паспорта маршрута регулярных перевозок, расписания движения по маршруту регулярных перевозок и схемы маршрута;
- индивидуальный предприниматель не составляет планы-графики выполнения технического обслуживания транспортных средств Мерседес Бенц в объеме ТО-1 и ТО-2, учитывающие нормативную периодичность проведения этих видов обслуживания по планируемым среднесуточным пробегам подвижного состава;
- у предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие соответствии транспортных средств требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению дорожного движения, выдаваемые исполнителем работ и услуг по техническому обслуживанию транспортных средств.
Результаты проверки оформлены актом внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя N 078-ВН от 26.12.2011 г. (л.д. 19-24).
Индивидуальный предприниматель ознакомлен с результатами проверки, о чем в тексте данного документа имеется соответствующая отметка.
Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем 26.12.2011 г. составлен протокол серия А-62 N 000318 об административном правонарушении. Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (л.д. 25-27).
Индивидуальному предпринимателю разъяснены процессуальные права, с протоколом он ознакомлен, о чем в протоколе имеются соответствующие отметки.
Копии акта N 078-ВН от 26.12.2011 г. и протокола серии А-62 N 000318 от 26.12.2011 г. об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем получены.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя Пронюшкина А.А. к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы представителя административного органа, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
На основании ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу примечания ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу п. 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
Согласно п. 2.5.1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", инструкций предприятий -изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель, не обладая необходимой производственно - технической, кадровой и нормативно - методической базой, заключил с ООО "Темп" договор б/н от 01 сентября 2011 г. сроком действия до 31.12.2011 г. на проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки автомобилей.
ООО "Темп" имеет Сертификат соответствия N ДСАТ RU.OC106 ТОО 128 сроком действия с 22.05.2011 г. по 21.05.2014 г., N ДСАТ RU.OC106 ТО0139 сроком действия с 30.09.2011 г. по 29.09.2014 г., которые дают право обслуживания автомобилей марки "ГАЗель", место проведения услуг: г. Рязань, ул. Новоселов, Д. 47Б. При этом ООО "Темп" не имеет права технического обслуживания автомобилей иностранного производства - МЕРСЕДЕС гос. N Н880ОУ, гос. NН8190С ввиду отсутствия квалифицированного персонала и оборудования для контрольно - диагностических работ.
Согласно путевому листу N 27 от 27 ноября 2011 г. и журнала учета выхода автомобилей на линию и возврата с линии автобусу МЕРСЕДЕС БЕНЦ гос. N Н880ОУ62 проводился ежедневный контроль технического состояния перед выездом на линию механиком ООО "Темп" Кузнецовым А.И. Автобус признан технически исправным. Объяснительная записка механика Кузнецова А.И. прилагается.
При этом 27 ноября 2011 г., при движении по маршруту N 530 "Рязань - Новомичуринск" у транспортного средства МЕРСЕДЕС БЕНЦ гос. N Н880ОУ62 с 17 пассажирами в салоне в поселке Строитель отделилось колесо, что создало опасность для здоровья и жизни пассажиров.
Таким образом судом установлено, и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель 27.11.2011 г. не обеспечил соответствие технического состояния транспортного средства Мерседес Бенц гос. N Н880ОУ62 требованиям безопасности дорожного движения и допустил автобус к эксплуатации при наличии неисправности, угрожающей безопасности дорожного движения.
Кроме того, по информации ОБ ДПС ГИБДД УМВД Российской Федерации по Рязанской области N 24/13702 от 30.11.2011 г. на маршрутах перевозки пассажиров используются транспортные средства предпринимателя Пронюшкина А.А. с неисправностями, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, за что водители предпринимателя привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ:
16.11.2011 г., ГАЗ-212132 гос. N АК43062, водитель Авдеев Д.А.;
16.11.2011 г., ГАЗ-212132 гос. N АК17362, водитель Сидорин М.М.;
17.11.2011 г., ГАЗ-212132 гос. N АК17362, водитель Шамандрин А.Н.;
18.11.2011 г., ГАЗ-212132 гос. N АЕ67562, водитель Крестин Ю.Н.
Согласно п. 2.3.3, 2.3.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения; обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.
В силу п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Согласно п. 3 "РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986) территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель в период с 01.01 по 15.11.2011 г. не проводит предрейсовые инструктажи водителям Кривулец Д.П., Семашков А.С., Самохин А.А., осуществляющими междугородные перевозки пассажиров. У предпринимателя отсутствует Журнал учета предрейсовых инструктажей водителей по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 2 "РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР. Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий. Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы. Принятие зачетов по окончании ежегодной учебы водителей производится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия. По окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению 1.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель Пронюшкин А.А. не создал условий для повышения квалификации водителей:
- Кривулец Д.П., приказ о приеме на работу N 2-к от 19.12.2006 г., N 3-к от 14.07.2007 г., N б/н от 01.04.2011 г.,
- Семашкова А.С., приказ о приеме на работу N 5-к от 05.12.2007 г., N б/н от 01.04.2011 г.,
- Щелкушкина В.М., приказ о приеме на работу N б/н от 27.08.2011 г.
В соответствии с п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В силу абз. З ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что при проверке путевых листов за ноябрь, декабрь месяцы 2011 г. установлено сокращение времени между сменного (ежедневного) отдыха водителей:
- водитель Самохин А.А.: 14.12.2011 г. (п/л N 211) рабочее время с 5 ч. 36 м. до 19 ч. 35., начало следующей смены 15.12.11 г.(п/л N 212) в 05 ч. 39 м., время междусменного отдыха 10 ч. 04 м., что на 01 ч. 56 м. меньше минимально установленного (12 час);
- водитель Семашков А.С.: 20.11.2011 г. (п/л N 20) рабочее время с 5 ч.58 м. до 19 ч. 35 м., начало следующей смены 21.11.11 г. (п/л N 21) в 05 ч.52 м., время междусменного отдыха 10 ч. 17 м., что на 01 ч.43 м. меньше минимально установленного (12 час);
- водитель Кривулец Д.П.: 14.11.2011 г. (п/л N 14) рабочее время с 6 ч.00 м. до 19 ч.35 м., начало следующей смены 15.11.11 г.(п/л N 15) в 05 ч.42 м., время междусменного отдыха 10 ч.07 м., что на 01 ч. 53 м. меньше минимально установленного (12час).
Согласно п. 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
В силу ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель не ведет учета рабочего времени, фактически отработанного водителями Кривулец Д.П., Семашкова А.С., Самохина А.А., Мердешова Р.В. за ноябрь - декабрь месяцы 2011 г.
Согласно п. 3.15, 3.16, 3.17 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 27.05.2009 N 143 заключение договора организации перевозок производится только при наличии у перевозчика лицензии на осуществление перевозок пассажиров и лицензионных карточек на каждое транспортное средство. Уполномоченный орган при заключении с перевозчиком договора организации перевозок выдает ему маршрутную карточку на каждое транспортное средство по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, которая должна находиться у водителя. Копия утвержденного паспорта маршрута выдается уполномоченным органом перевозчику.
В соответствии с п. 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке.
Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п. п. 4.15-4.19.
Владельцы автобусов обязаны:
- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
- разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.
В силу п.п. 3, 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок N 530 "Рязань-Новомичуринск" при отсутствии договора организации перевозок между перевозчиком и уполномоченным органом на перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 530 "Рязань-Новомичуринск", маршрутной карточки на каждое транспортное средство, копии утвержденного паспорта маршрута регулярных перевозок, расписания движения по маршруту регулярных перевозок и схемы маршрута.
В соответствии с п. 43 Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. N 19 в каждом автотранспортном предприятии (организации) должны составляться ежемесячные планы - графики выполнения ТО-1 и ТО-2, учитывающие нормативную периодичность проведения этих видов обслуживания и планируемые среднесуточные пробеги подвижного состава.
В силу п. 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.
Пунктами 2.1, 2.2 "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984) установлено, что основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций правил технической эксплуатации.
Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что Предприниматель не составляет планы - графики выполнения технического обслуживания транспортных средств МЕРСЕДЕС БЕНЦ в объеме ТО-1 и ТО-2, учитывающие нормативную периодичность проведения этих видов обслуживания по планируемым среднесуточным пробегам подвижного состава. Планы - графики выполнения технического обслуживания транспортных средств МЕРСЕДЕС БЕНЦ гос. N Н880ОУ у предпринимателя отсутствуют. Представленный График ТО содержит сведения о техническом обслуживании транспортных средств "ГАЗель" гос. N АК430, N АЕ675, NАК173.
Согласно ч. 4 ст. 18, абз. 7 части 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что У предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие соответствие транспортных средств требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, выдаваемые исполнителем работ и услуг по техническому обслуживанию транспортных средств.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустил нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований подтверждается актом проверки N 078-ВН от 26.12.2011 г., протоколом серия А-62 N 000318 от 26.12.2011 г. об административном правонарушении (л.д. 19-24), а также представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 10-14, 28-49).
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он мог и должен был знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должен был исполнять такие требования, однако не предпринял всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Пронюшкина А.А. состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С указанными документами индивидуальный предприниматель ознакомлен, что подтверждается материалами дела.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Пронюшкина Алексея Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за нарушения лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что индивидуальный предприниматель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения в виде предупреждения (решения Арбитражного суда Рязанской области от 31.01.2011 г. по делу N А54-5923/2010, от 11.03.2011 г. по делу N А54-279/2011, от 08.07.2011 г. по делу N А54-2480/2011), арбитражный суд назначает индивидуальному предпринимателю Пронюшкину Алексею Александровичу административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Пронюшкина Алексея Александровича, 30.03.1973 года рождения, уроженца с. Константиново Рыбновского района Рязанской области, проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, ул. Павлова, д. 181, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623009200142, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя Пронюшкина Алексея Александровича административный штраф в сумме 4000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050 КПП 623401001
р/сч 40101810400000010008
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001 ОКАТО 61401000000 КБК 10611690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Стрельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 февраля 2012 г. N А54-7318/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru