Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 20 марта 2012 г. N А54-407/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН 1041621008824, Республика Татарстан, г. Казань) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (г. Рязань) о признании незаконным бездействия, выраженном в неисправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельных участков и обязании исправить кадастровые ошибки,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Родина А.Ю., представитель по доверенности N 12 от 01.04.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта,
от Управления Росреестра: не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": Синицын А.В., ведущий юрисконсульт по доверенности в порядке передоверия от 09.02.2012 г., личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта,
от третьего лица: не явился, извещен, заявление о рассмотрении в отсутствии представителя,
установил: в арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее по тексту - заявитель, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ") с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее по тексту - Управление Росреестра) о признании незаконным бездействия, выраженном в неисправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельных участков и обязании исправить кадастровые ошибки.
Определением от 08.02.2011 г. требование заявителя о признании незаконным бездействия, выраженном в неисправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:298 и обязании исправить кадастровые ошибки было выделено в отдельное производство под номером NА54-407/2011.
Указанным определением в качестве соответчика по делу было привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области (с учетом уточнения организационно-правовой формы и наименования в судебном заседании 13.12.2011 г.)
Определением суда от 12.01.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Определением суда от 09.02.2012 г. произведена замена - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Заявитель неоднократно уточнял исковые требования, с учетом последнего уточнения просит суд:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, выразившееся в отказе (письма Росреестра по Рязанской области исх. N 01/3399 от 14.09.2010 г., исх. N 07/4382 от 11.11.2010 года) от исправления кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:298 к группе видов разрешенного использования N 9 (неверное определение номера вида разрешенного использования земельных участков);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исправить кадастровую ошибку с момента ее совершения путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:298 к группе видов разрешенного использования N 10 (Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
Арбитражным судом принимаются уточнения требований как не нарушающие законные права и интересы других лиц.
Представитель заявителя поддерживает уточненные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, уточнениях требований, а также пояснениях по делу.
Управление Росреестра своего представителя для участия в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении, в материалы дела представило возражения на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица - Территориальное управление Росимущества в Рязанской области - в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении, в материалы дела предоставил отзыв, в котором оставляет принятие решения по настоящему делу на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями ст.ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: Распоряжением N 492-р от 27.12.2007 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области заявителю передан в аренду до 31.12.2041 года (до окончания срока действия договора аренды N 0562010 недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и составляющего казну Российской Федерации от 28.02.2005 г.) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 общей площадью 601609 кв. м., предоставленный для обслуживания производственных зданий и сооружений, местоположение которого установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Рязань, район Южный Промузел, 23 (Октябрьский округ) (л.д. 23).
Распоряжением N 228-р от 11.06.2008 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251, с разрешенным использованием - для обслуживания производственных зданий и сооружений, общей площадью 601609 кв. м. был преобразован путем разделения на 10 земельных участков для обслуживания зданий и сооружений (л.д. 24)
Распоряжением N 356-р от 08.10.2008 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области площадь указанного земельных участков скорректирована (л.д. 25).
В последующем земельные участки неоднократно преобразовывались (л.д. 71-73).
Части земельного участка, образованного из указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251, присвоен кадастровый номер 62:29:0130002:298, согласно кадастрового паспорта земельного участка от 19.11.2009 г. N 6229/204/09-1819 (л.д. 31).
При проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г. N 324 , земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0130002:330-62:29:0130002:340, 62:29:0130002:254, 62:29:0130002:257,62:29:0130002:259, 62:29:0130002:277 были отнесены к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
03.09.2010 г. заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки земли, и отнести все вышеуказанные земельные участки к 13 группе видов разрешенного использования (л.д. 15-16).
Управление Росреестра в своем ответе исх. N 01/3399 от 14.09.2010 г. сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельных участков будет изменена, если в орган кадастрового учета поступит информация об изменении видов разрешенного использования земельных участков или что данные земельные участки предназначены для использования электростанции (л.д. 17-18).
Во исполнение указанного письма, заявитель представил в Управление Росреестра пояснительное письмо с приложением документов, подтверждающих расположение указанных земельных участков именно объектов теплоэлектростанции (исх. N 1972-01.17 от 08.10.2010 г. - л.д. 19-20).
Управление Росреестра в своем письме исх. N 07/4382 от 11.11.2010 г., предложило заявителю представить документы в соответствие со ст. ст. 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необходимые для изменения характеристик земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете (л.д. 21).
Посчитав, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области своим бездействием (не исправлением кадастровой ошибки) нарушает законные права и интересы общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (далее - Правила).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 г. N 324 утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков и определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования.
При определении вида разрешенного использования земель для государственной кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 62:29:0130002:298 присвоен 9 вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 19.11.2009 г. N 6229/204/09-1819 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:298 составляет 7683061,68 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1325,58 руб., разрешенное использование: обслуживание производственных зданий и сооружений. На данном земельном участке расположен объект недвижимости сооружение коллектор отопления ВК-2 (л.д. 95).
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), согласно которым кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется применительно к определенным видам разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
Таким образом, принимая во внимание особый характер этих объектов, земельные участки под данными объектами отнесены в отдельную группу, что представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию, и услуги субъектов естественных монополий.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" является субъектом электроэнергетики, а в силу ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественных монополий.
Одним из основных видов деятельности Общества является производство электрической и тепловой энергии.
Материалами дела подтверждено, что Общество является объектом электроэнергетики, имеющееся на территории спорного земельного участка сооружение коллектор отопления ВК-2, входит в состав единого технологического комплекса Общества как организации, осуществляющей производство и передачу электрической и тепловой энергии, что соответствует положениям Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 г. N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Данный факт подтверждается представленным в материалы дела письмом открытого акционерного общества "Инженерный центр ЕЭС - Гидропроект, Ленгидропроект, Теплоэлектропроект, Фирма ОРГРЭС" N 44-П-021-371 от 16.03.2011 г.
Следовательно, по целевому назначению и виду функционального использования земельный участок Общества, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, относится к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Суд отмечает, что определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Из пояснений Управления Росреестра следует, что основанием для отнесения спорного земельного участка к девятой группе разрешенного использования послужило Распоряжение N 228-р от 11.06.2008 г. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области "О преобразовании земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251".
Вместе с тем, указанное Распоряжение не содержит указания на то, что спорный земельный участок отнесен к какой-либо группе разрешенного использования или для него установлена девятая группа видов разрешенного использования.
Частью 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
С учетом изложенного, неверное отнесение органом кадастрового учета земельного участка к группе видов разрешенного земельного участка, возможно относить к техническим ошибкам.
Возможность исправить ошибки в определении группы вида разрешенного использов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 марта 2012 г. N А54-407/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru