Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 20 марта 2012 г. N А54-2857/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ратниковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ", г. Рязань (ОГРН 1026201099704) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (ОГРН 1046213016409) третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, г. Рязань о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения; обязании устранить допущенные нарушения
при участии в заседании:
от заявителя - Филиппова Е.А., представитель, доверенность N 24 от 11.01.2012, паспорт;
от ответчика - Клюев А.Ю., старший специалист 2 разряда, доверенность от 05.09.2011, удостоверение;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
установил: закрытое акционерное обществе "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" (далее заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" неисполненной обязанности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую суму 1691046, 48 руб.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и выдать справку о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 1691046,48 руб. и обязании в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 1691046,48 руб.
Определением суда от 07.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани.
Данным определением производство по делу N А54-2857/2011 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4014/2011 (л.д. 56-58).
Определением суда от 13.12.2011 производство по делу возобновлено с 12 января 2012 года (л.д. 67-70)
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя неоднократно уточнял заявленные требования. С учетом уточнений от 27.02.2012 (л.д. 148) представитель Общества отказался от части заявленных требований по заявлению о признании незаконными действий налогового органа, выразившиеся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 1528889,53 руб., в том числе по: штрафу по НДС на товары, реализуемые на территории РФ -31 678,14 руб.; пени по НДС на товары, реализуемые на территории РФ (налоговый агент) (Н/А) - 588,62 руб.; пени по ЕНВД на сумму 27,36 руб., пени по водному налогу - 0,09 руб.; пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты (в части сумм за 2004 год)-881 974,79 руб.; пени по отчислению на воспроизводство МСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, кроме уплаченных при добыче- 318,16 руб.; пени по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год) -159987,07 руб.; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) - 105800,65 руб.; пени по налогу на рекламу -129,01 руб.; пени по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на благоустройство территорий в сумме 4916,33 руб.; пени по прочим местным налогам и сборам -287047,75 руб., штрафу - 1729,60 руб.; пени по взносам в ПФ РФ - 2,26 руб.; пени по взносам в ФСС РФ - 8,37 руб.; пени по взносам в ФедФОМС - 0,02 руб.; пени по взносам в ТерФОМС - 0,27 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет (НУА) - 36588,17 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ (Н/А) - 4853,99 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ФедФОМС (НУА) - 553,43 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ТерФОМС (НУА) - 12685,45 руб. Общество просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области, выразившиеся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" неисполненной обязанности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 162156,95 руб. в том числе по: пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент НУА) - 9487,24 руб.; пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент НУА) - 1514,76 руб.; обязать Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и выдать справку о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 162156,95 руб. и обязать с дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 162156,95 руб., в том числе по: пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент НУА) - 9487,24 руб. и пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент НУА) - 1514,76 руб., основания изложены в заявлении, уточнениях (л.д. 75-76, 92-93, 120-121, 148).
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве (л.д. 95-99).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; в ходе судебного разбирательства были даны пояснения, что в УПФР у страхователя отсутствует задолженность по пени.
В соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" на основании данных лицевого счета Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области была выдана справка N 13516 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.05.2011 (форма N 39-1), из которой следует, что Общество имеет неисполненную обязанность по уплате пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на общую сумму 1691046,48 руб., в том числе по:
- пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 9487,24 руб.;
- пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 1514,76 руб.;
- штраф по НДС на товары, реализуемые на территории РФ - 31 678,14 руб.;
- пени по НДС на товары, реализуемые на территории РФ (налоговый агент) (Н/А) - 588,62 руб.;
- пени по ЕНВД на сумму 27,36 руб.,
- пени по транспортному налогу с организаций - 14,22 руб.;
- пени по водному налогу - 0,09 руб.;
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты (в части сумм за 2004 год) - 983 162,79 руб.;
- пени по отчислению на воспроизводство МСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, кроме уплаченных при добыче - 318,16 руб.
- пени по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год) -159987,07 руб.;
- пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) -105800,65 руб.;
- пени по налогу на рекламу - 129,01 руб.;
- пени по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции на благоустройство территорий в сумме 4916,33 руб.
- пени по прочим местным налогам и сборам - 337000,48 руб.,
- штраф - 1729,60 руб.;
- пени по взносам в ПФ РФ - 2,26 руб.;
- пени по взносам в ФСС РФ - 8,37 руб.;
- пени по взносам в ФедФОМС - 0,02 руб.;
- пени по взносам в ТерФОМС - 0,27 руб.;
- пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет (Н/А) - 36588,17 руб.;
- пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ (Н/А) - 4853,99 руб.;
- пени по ЕСН, зачисляемому в ФедФОМС (Н/А) - 553,43 руб.;
- пени по ЕСН, зачисляемому в ТерФОМС (Н/А) - 12685,45 руб.
Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в подписании и выдаче вышеуказанной справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у Общества задолженности: по пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент НУ А) - 9487,24 руб. и пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 1514,76 руб., являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что уточненное требование заявителя от 27.02.2012 подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Кодекса).
В пунктах 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банки, в которых открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение шести месяцев (с 01.01.2007 -одного года) после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней (пункт 9 статьи 46, пункт 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03.04.07 N 334-0-0, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (абз. 1 п. 1 и п. 2 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, основаниями признания числящейся за налогоплательщиками недоимки безнадежной, прямо установленными Налоговым кодексом РФ, федеральный законодатель назвал объективные обстоятельства экономического, социального и юридического характера, наличие которых не позволяет уплатить и (или) взыскать соответствующую недоимку.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.09.2011 по делу N А54-4014/2011 в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области о взыскании с ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам в общей сумме 1528889 руб. 53 коп., отказано, так как сроки на взыскание задолженности, установленные налоговым законодательством, истекли, что свидетельствует о невозможности взыскания данной задолженности в установленном порядке (л.д. 62-66).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@)) (в редакции, действовавшей в спорный период), справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 разъяснил, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов.
Судом из материалов дела установлено, что Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области выдала Обществу справку N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой указано на наличие у Общества задолженности, в том числе, по: пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) -9487,24 руб.; пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) -1514,76 руб. (с учетом последних уточнений Общества).
Наличие задолженности по пени в спорных суммах также отражено в справке о состоянии расчетов на 17.01.2012 (л.д. 100-107), выписках из лицевого счета по состоянию на 15.03.2012 (л.д. 149-150).
Как пояснил представитель налогового органа в судебном заседании, задолженность по страховым взносам образовалась до 2004 года.
Вместе с тем, невозможность налогового органа предоставить в суд соответствующие документы, подтверждающие правомерность отражения в справке задолженности по пеням не освобождает налоговый орган от обязанности доказывать законность совершенных им действий.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Представитель третьего лица пояснил в ходе судебного разбирательства, что по данным учета в УПФР у страхователя отсутствует задолженность по пени и подтвердил свою позицию документально (л.д. 134-138).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что налоговым органом не доказана законность начисления пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Недостоверная информация о задолженности по пеням, числящейся за Обществом, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший акт, решение.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области, выразившиеся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" неисполненной обязанности по уплате: пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 9487,24 руб.; пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 1514,76 руб., проверенные на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, следует признать незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, производство по делу подлежит прекращению.
В ходе последних уточнений представитель Общества отказался от части заявленных требований (уточнения от 27.02.2012). Отказ от иска принят арбитражным судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд Общество уплатило государственную пошлину в размере 4000 руб. по платежному поручения от 14.06.2011 N 3290 (л.д. 9), следовало уплатить 2000 руб. (п.п. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, понесенные заявителем судебные расходы в размере 2000 руб. относятся на налоговый орган.
Государственная пошлина в размере 2000 руб. как излишне уплаченная подлежит возврату Обществу из дохода федерального бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ул. Горького, д. 1 а, ОГРН 1046213016409), выразившиеся в выдаче справки N 13516 по состоянию на 31.05.2011, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у закрытого акционерного общества "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" неисполненной обязанности по уплате:
- пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 9487,24 руб.;
- пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 1514,76 руб.,
проверенные на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать незаконными.
В остальной части производство по делу прекратить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ул. Горького, д. 1 а, ОГРН 1046213016409) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" (г. Рязань, ул. Дружная, 18, ОГРН 1026201099704) путем выдачи справки о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 9487,24 руб. и пени по страховым взносам на ОПС, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии (налоговый агент Н/А) - 1514,76 руб.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ул. Горького, д. 1 а, ОГРН 1046213016409) в пользу закрытого акционерного общества "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" (г. Рязань, ул. Дружная, 18, ОГРН 1026201099704) судебные расходы в сумме 2000 руб.
3. Возвратить закрытому акционерному обществу "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" (г. Рязань, ул. Дружная, 18, ОГРН 1026201099704) из дохода федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 руб., перечисленную по платежному поручению от 14.06.2011 N 3290.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20 марта 2012 г. N А54-2857/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru