Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 23 марта 2012 г. N А54-3091/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2012 г. N Ф10-3548/12 по делу N А54-3091/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником Беляковой С.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Секанова Игоря Владимировича, Рязанская область, Шиловский район, с. Тырново (ОГРН 304622535200211) к администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, Рязанская область, Шиловский район, с. Тырново (ОГРН 1056220014630) о признании незаконным заключения от 13.12.2010 N 48
при участии в заседании:
от заявителя - Конопленко В.А., представитель, доверенность от 09.12.2011, паспорт; Писарец М.Б., представитель, доверенность 62 АБ 0126241 от 14.04.2011, паспорт;
от ответчика - Белышкин Е.С., глава муниципального образования, решение N 422 от 02.03.2009, паспорт; Расторгуева О.И., специалист управления делами, доверенность от 01.09.2011, паспорт; Куликова И.В., главный специалист, доверенность от 01.09.2011, паспорт
установил: индивидуальный предприниматель Секанов Игорь Владимирович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным заключения от 13.12.2010 N 48 о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Определением суда от 26.09.2011 производство по данному делу было приостановлено, в связи с назначением по делу судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту Федерального государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Рязанская" Шаблину Михаилу Алексеевичу.
Определением суда от 27.10.2011 производство по делу А54-3091/2011 возобновлено с 01 декабря 2011 года.
Определением суда от 23.01.2012 в судебное заседание для дачи пояснений вызван эксперт Федерального государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Рязанская" Шаблин М.А.
В судебном заседании 20.02.2012 эксперт Шаблин М.А., предупрежденный об уголовной ответственности по статье 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, ответил на вопросы суда и представителей сторон.
Представители предпринимателя поддержали заявленные требования и просят суд признать незаконным заключение от 13.12.2010 N 48 о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта, основания изложены в заявлении, уточнениях, возражениях на отзыв (том 1 л.д. 5-7, том 2 л.д. 91, 135-139; том 3 л.д. 139-141; том 5 л.д. 7-10).
Представители ответчика возражают против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве (том 1 л.д. 69-74), дополнениях к отзыву (том 4 л.д. 30-32), пояснениях (том 2 л.д. 76-78, 104-107, том 3 л.д. 136-138; том 4 л.д. 1-3).
Как следует из материалов дела, Секанов И.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства, общая площадь 610000 кв. м, адрес объекта: Рязанская область, Шиловский район, участок находится примерно в 780 м по направлению на юго-запад от ориентира здание молочной фермы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: с. Дубровка, кадастровый номер 62:25:0040209:61 (том 1 л.д. 12), о чем 27.07.2009 выдано свидетельство о государственной регистрации права (том 1 л.д. 12).
30.07.2009 Секанов И.В. обратился в Администрацию Тырновского сельского поселения Шиловского района Рязанской области с заявлением о переводе земельного участка, с кадастровым номером 62:25:0040209:61 из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов с установлением разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д. 16).
28.08.2009 Администрация сообщила заявителю о нецелесообразности переводе земельного участка (том 1 л.д. 77).
05.10.2009 Секанов И.В. обратился в Правительство Рязанской области с просьбой оказать содействие (том 1 л.д. 17-19).
23.11.2009 Министерство имущественных и земельных отношений, рассматривающее заявление Секанова И.В. по поручению первого заместителя председателя Правительства Рязанской области, сообщило Секанову И.В. о продлении срока рассмотрения обращения до 07.12.2009 (том 1 л.д. 20-21).
21.12.2009 Министерство имущественных и земельных отношений сообщило Секанову И.В. о продлении срока рассмотрения обращения до 11.01.2010 (том 1 л.д. 22-23).
10.03.2009 Министерство имущественных и земельных отношений сообщило Секанову И.В. о продлении срока рассмотрения обращения до 10.04.2010 (том 1 л.д. 24-25).
23.01.2010 Секанов И.В. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением об обязании главы администрации Тырновского сельского поселения Шиловского района Рязанской области вынести заключение о целесообразности и возможности включения земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы села Дубровка (том 1 л.д. 26-29).
По результатам проверки 07.04.2010 прокурором Шиловского района Рязанской области в адрес главы администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области внесено представление об устранении нарушений закона и недопущению их впредь (том 1 л.д. 30-31).
03.08.2010 Секанов И.В. обратился в Администрацию Тырновского сельского поселения Шиловского района Рязанской области с заявлением о выдаче заключения о целесообразности и возможности включения земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы села Дубровка, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство и строительство базы отдыха (том 1 л.д. 84).
Письмом N 39 от 30.08.2010 администрация муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области уведомила Правительство Рязанской области о нецелесообразности включения земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы села Дубровка, и изменении вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство и строительство базы отдыха (том 1 л.д. 85-86).
18.11.2010 Секанов И.В. обратился в администрацию муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области с заявлением о подготовке и направлении в адрес Правительства Рязанской области обоснованного и мотивированного заключения о целесообразности и возможности включения земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы села Дубровка, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с сельскохозяйственного производства на жилищное строительство и строительство базы отдыха (том 1 л.д. 87).
13.12.2010 администрация муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области составила заключение N 48 о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта на данном этапе (том 1 л.д. 35-37, 88-90).
Рассмотрев обращение Секанова И.В., учитывая наличие заключения администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о нецелесообразности и невозможности включения участка в границы населенного пункта, Правительство Рязанской области издало 05.05.2011 распоряжение N 188-р об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы населенного пункта с. Дубровка (том 1 л.д. 34).
Возражения гр. Секанова И.В. от 27.12.2010 (том 1 л.д. 91-94) рассматривались совместно Советом депутатов и главой поселения. Органы местного самоуправления муниципального образования - Тырновское сельское поселение пришли к выводу о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка, принадлежащего на праве частной собственности гр. Секанову И.В. в границы населенного пункта с. Дубровка, а также о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка дай ведения крестьянского хозяйства на жилищное строительство и строительство базы отдыха (том 1 л.д. 95-97).
Предприниматель Секанов Игорь Владимирович обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от 05.05.2011 N 188-р и обязании включить земельный участок с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы населенного пункта с. Дубровка Тырновского сельского поселения Шиловского района Рязанской области с установлением вида разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (дело N А54-1526/2011).
Не согласившись с заключением администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области от 13.12.2010 N 48 о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Определением суда от 01.07.2011 по делу N А54-1526/2011, производство по делу N А54-1526/2011 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по заявлению индивидуального предпринимателя Секанова Игоря Владимировича к Администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании незаконным заключения от 13.12.2010 N 48 о нецелесообразности и невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Представители заявителя пояснили в ходе судебного разбирательства, что в сложившейся ситуации оспаривание заключения администрации Тырновского сельского поселения N 48 от 13.12.2010 года является единственным способом защиты нарушенных прав предпринимателя. Правительство Рязанской области отказало ИП Секанову во включении земельного участка в границы населенного пункта с. Дубровка, мотивировав свое решение наличием отрицательного заключения администрации Тырновского сельского поселения (дело N А54-1526/2011). Представители заявителя полагают, что оспариваемое заключение ограничивает права предпринимателя.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ установлено, что орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно части 18 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Основания, при которых исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, предусмотрены частями 19 и 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ.
Так, в силу части 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района.
В силу части 21 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями до пускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполни тельного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.
В силу части 22 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
Учитывая субъектный состав и характер возникших правоотношений, а также то, что оспариваемое заключение послужило, в том числе, основанием для издания Правительством Рязанской области распоряжения N 188-р от 05.05.2011 об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером 62:25:0040209:61 в границы населенного пункта с. Дубровка, суд пришел к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В оспариваемом заключении отражено, что для развития села, повышения уровня жизни и благосостояния сельских жителей необходимо восстановление и развитие сельскохозяйственного производства; данный земельный участок вполне пригоден для сельскохозяйственного использования, в особенности для животноводческой деятельности, производства кормов, сена, овощеводства, пчеловодства и др.; поселению необходимы финансовая поддержка и улучшение материально-технической базы уже существующих объектов социальной инфраструктуры (школа, больница, детский сад, отделение связи, медпункт, дом культуры, дом быта и др.), а не строительство новых; близ с. Дубровка есть база отдыха и в настоящее время нет крайней необходимости в строительстве еще одной; для осуществления жилищного строительства на территории поселения имеются земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов; часть данного участка находится в водоохранной зоне (том 1 л. д. 35-37).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным законодательством установлен, в том числе принцип охраны земли - важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Из пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто предпринимателем, что земельный участок, принадлежащий Секанову И.В., относится к сельскохозяйственным угодьям.
Как пояснили представители ответчика в ходе судебного разбирательства, указанный земельный участок был предоставлен Секанову И.В. в 1991 году из состава земель совхоза "Приокский", в то время Секанов И.В. работал в совхозе "Приокский" главным агрономом, данный участок был одним из лучших в совхозе "Приокский". Данный довод предпринимателем не опровергнут.
Так, ответчиком в материалы дела представлено землеустроительное дело N 2289 от 2007 года по упорядочению на местности границ земельного участка Секанова И.В. (том 4 л.д. 35-81). В данном землеустроительном деле содержатся проект границ земельных участков (том 4 л.д. 56), схема расположения участка (том 4 л.д. 57), экспликация вновь образованного самостоятельного земельного участка гр. Секанова И.В. с кадастровым номером 62:25:0040209: 11, площадью 74 га (сейчас кадастровый номер 62:25:0040209:61 - 61 га и номер 62:25:0040209:62 - 13 га), которая указывает, что 74 га является пашней (том 4 л.д. 58). Ответчиком в материалы дела представлена экспликация земель из годового земельного отчета о земельном участке Секанова И.В., предоставленная Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 1 января 2012 года, в которой указано, что земельный участок КФХ Секанова И.В. "Ока" имеет: всего 126 га, из них: 74 га - пашня , 52 га - сенокосы (том 4 л.д. 33-34).
Довод заявителя о том, что из-за низкой кадастровой стоимости его земельный участок не является сельскохозяйственными угодьями, отклоняется судом как неосновательный.
Государственная кадастровая оценка земель всех категорий на территории Российской Федерации проводится для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, но не для определения категорий земель.
Судом также учтено, что в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 15.11.2011 N 381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области" по Шиловскому району минимальная кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения (1 группа - сельхозугодья) за 1 кв. м составляет 0,44 руб., средняя за 1 кв. м - 1,17 руб. Кадастровая стоимость земельного участка Секанова И.В. за 1 кв. м. составляет 0,90 руб., что является далеко не самой низкой по району (том 4 л.д. 122-127).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в поселении имеются свободные земельные участки - земли населенных пунктов, для жилищного строительства. Ответчиком в материалы дела представлены кадастровые планы территорий населенных пунктов по кадастровым кварталам с указанием свободных земельных участков, которые можно использовать для жилищного строительства; решение Совета депутатов Шиловского муниципального района "Об утверждении перечня земель и земельных участков, свободных от прав третьих лиц на территории Шиловского муниципального района Рязанской области для предоставления многодетным семьям" от 26.01.2012 N 1/4, в данном перечне указан земельный массив в с. Тырново, площадью 30000 кв. м, для предоставления в собственность многодетным семьям Шиловского района, что подтверждает довод ответчика о наличии в поселении свободных земельных участков для застройки (том 4 л.д. 82-121, 126-130).
Ответчиком в материалы дела представлен список заключенных договоров аренды земельных участков в Тырновском сельском поселении, что подтверждает довод ответчика о том, что в поселении активно ведется работа по выделению гражданам свободных земельных участков, в том числе для жилищного строительства (том 4 л.д. 131-133).
По результатам проведения назначенной судом экспертизы, эксперт Федерального государственного учреждения "Станции агрохимической службы "Рязанская" Шаблин М.А. установил, что земельный участок с кадастровым номером 62:25:0040209:61, принадлежащий на праве собственности ИП Секанову И.В., по своему географическому положению, климатическим условиям, почвенным и агрохимическим характеристикам вполне пригоден для использования по прямому назначению - ведению сельскохозяйственного производства в зависимости от специализации: для роста, развития и получения запланированных урожаев сельскохозяйственных культур, развития животноводства, звероводства и пчеловодства. С точки зрения экономической эффективности и целесообразности указанный земельный участок наиболее перспективно использовать для картофелеводства, овощеводства (капуста, сахарная свекла, морковь), пропашные и масличные культуры (кукуруза на силос, подсолнечник, рапс, редька масличная), зерновые и зернобобовые культуры (озимая рожь, озимая пшеница, ячмень, овес, вика+овес+горох и др. зернобобовые смеси), многолетние бобово-злаковые травы, повышающие содержании органического вещества (клевер, люцерна, фацелия, козлятник, люпин, костер, донник и др.), а также для животноводства (откорм молодняка, кролики, овцеводство), птицеводства (куры, гуси, индейки) и пчеловодства. Хорошее географическое положение и развитая транспортная сеть позволяет иметь рынок сбыта не только в пределах Рязанской области, но и соседних регионах (Владимирская, Нижегородская области). Для работающих КФХ государством выделяются дотации и субсидии на все основные виды сельскохозяйственной деятельности (том 5 л.д. 46-132; том 3 л.д. 95-114; ответ эксперта на возражения заявителя - том 5 л.д. 2-6).
При таких обстоятельствах выводы судебного эксперта Федерального государственного учреждения "Станции агрохимической службы "Рязанская" Шаблина М.А. подтверждают обоснованность оспариваемого заключения и опровергают выводы, изложенные в заключении ООО "Мещерский научно-технический центр" (том 1 л.д. 38-60).
Судом учтено, что в 1 км от с. Дубровка функционирует база отдыха "Приокская". Для осуществления жилищного строительства на территории поселения имеются земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов. Кроме того, площадь спорного земельного участка составляет 61 га и соответствует площади села Дубровка (65 га), существующее инженерное обеспечение не рассчитано на такое увеличение населенного пункта, недостаточно развита дорожная сеть.
Суд считает необходимым отметить, что статья 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ не является императивной нормой, устанавливающей обязанность органов местного самоуправления подготавливать только положительные заключения, и допускает возможность отказа в выдаче такого заключения. Критерии целесообразности применительно к рассмотрению вопросов о включении земельных участков в границы населенных пунктов законодательно не урегулированы. Орган местного самоуправления вправе подготовить заключение о возможности и целесообразности либо о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границы того или иного населенного пункта.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что заключение Администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области N 48 от 13.12.2010 о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Ходатайство ответчика о взыскании с заявителя судебных расходов, понесенных за проведение экспертизы в сумме 9637 руб., а также транспортных расходов в сумме 3186, 48 руб. (итого - 12823,48 руб.), подлежит удовлетворению, поскольку понесенные ответчиком расходы в сумме 12823,48 руб. подтверждены документально.
В главе 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки представленных доказательств, их подтверждающих. Поскольку в законе не определены критерии разумных пределов, суд на основании ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает имеющиеся в деле доказательства понесенных сторонами судебных расходов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании доказательств.
Доказательства, подтверждающие фактические затраты и разумность расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
При рассмотрении настоящего заявления ответчиком представлены платежное поручение, расчет затрат, путевые листы, чеки ККТ (том 3 л.д. 126-134), обосновывающие несение расходов в сумме 12823,48 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 100/10, суд считает, что ответчик доказал факт, размер, разумность и обоснованность понесенных расходов в общей сумме 12823,48 руб., в то время как заявитель не представил суду доказательств чрезмерности этих расходов.
Таким образом, заявление администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о взыскании с предпринимателя Секанова Игоря Владимировича расходов в общей сумме 12823,48 руб. - за проведение экспертизы и транспортные расходы, подлежит удовлетворению.
На основании статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет Федерального государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Рязанская" (г. Рязань, ул. Щорса, д. 38-а) денежные средства в сумме 9637 руб. за проведение судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 106, 109, 110, 112, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Секанова Игоря Владимировича (Рязанская область, Шиловский район, с. Тырново, ОГРН 304622535200211) о признании незаконным заключения Администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области N 48 от 13.12.2010 о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", отказать.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Секанова Игоря Владимировича (Рязанская область, Шиловский район, с. Тырново, ОГРН 304622535200211) об обязании Администрации муниципального образования - Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области подготовить положительное заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка, кадастровый номер 62:25:0040209:61, в границы населенного пункта с. Дубровка Тырновского поселения Шиловского района Рязанской области, отказать.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Секанова Игоря Владимировича (Рязанская область, Шиловский район, с. Тырново, ОГРН 304622535200211)в пользу Администрации муниципального образования -Тырновское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области денежные средства в общей сумме 12823,48 руб. - за проведение экспертизы и транспортные расходы.
3. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет Федерального государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Рязанская" (г. Рязань, ул. Щорса, д. 38-а) денежные средства в сумме 9637 руб. за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Л.И. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 марта 2012 г. N А54-3091/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 октября 2012 г. N Ф10-3548/12 по делу N А54-3091/2011 настоящее решение оставлено без изменения