Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 19 марта 2012 г. N А54-3165/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дучевой М.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" (г. Рязань; ОГРН 1036210000573, ИНН 7707329152) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (ОГРН 1046213016409), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (г. Рязань, ОГРН 1046209031440) об обязании списать (исключить) из лицевого счета задолженность по налогам безнадежную ко взысканию
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Панфилова Ю.Н., представитель по доверенности от 30.06.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта.
от налогового органа - Клюев А.Ю., старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность от 05.09.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения.
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом.
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось открытое акционерное общество "Рязаньпромбурвод" (далее по тексту - общество) с заявлением об обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (далее по тексту - налоговый орган) устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" путем исключения из лицевого счета открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" недоимки по уплате налогов (сборов, взносов) в размере 685097 руб. 72 коп., пеней в размере 3917367 руб. 10 коп., налоговых санкций в размере 16425 руб. 50 коп. и выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания на задолженность.
На основании определения Арбитражного суда рязанской области от 12.09.2011 г. N А54-3165/2011 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (т. 2, л.д. 94-95).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.09.2011 г. производство по делу N А54-3165/2011 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4507/2011 (т. 3, л.д. 3-4).
По определению Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2011 г. производство по делу N А54-3165/2011 возобновлено (т. 3, л.д. 13).
Неоднократно уточняя заявленные требования, в судебном заседании (12.03.2012 г.) открытое акционерное общество "Рязаньпромбурвод" просило арбитражный суд обязать ответчика списать (исключить) из лицевого счета открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" суммы задолженности по состоянию на 08.06.2011 г. по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп., как нереальные ко взысканию.
Данное уточнение принято арбитражным судом к рассмотрению по существу.
Представитель заявителя в судебном заседании уточненное (12.03.2012 г.) требование поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании требование заявителя с учетом его уточнения отклонил. При этом данный представитель, что в связи с тем, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2011 г. по делу N 4507/2011 в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области о взыскании с открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" задолженности по обязательным платежам (налогам (сборам), пени, штрафам) в общей сумме 4352825 руб. 58 коп. отказано. Решение Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4507/2011 вступило в законную силу, налоговый орган исполнил указанный судебный акт. Лицевой счет заявителя скорректирован, основная задолженность по налогам, сборам, взносам списана. В настоящее время в лицевом счете налогоплательщика из старой задолженности числятся незначительные суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и транспортному налогу организаций (по пеням).
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что открытое акционерное общество "Рязаньпромбурвод" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
08.06.2011 открытым акционерным обществом "Рязаньпромбурвод" получена из Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области вышеназванная справка N 13644, согласно которой у общества имеется задолженность перед бюджетом по взносам и пеням, в том числе:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп.
Открытое акционерное общество "Рязаньпромбурвод" полагая, что указанные в справке N 13644 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 08.06.2011 суммы подлежат списанию, как нереальные ко взысканию, нарушают права и законные интересы общества, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что требование открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" (с учетом его уточнения подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.05 г. N ММ-3-19/206@ (далее по тексту - Приказ).
Согласно Приказу справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Суммы недоимки по налогам (сборам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 г. N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Следовательно, указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее по тексту - карточка "РСБ"), согласно которым карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, администрируемых налоговыми органами.
В карточках "РСБ" налогоплательщиков, являющихся внутренними документами налоговых органов, ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней и штрафов и штрафов. Такие карточки являются исключительно формой внутреннего контроля налогового органа, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством, в связи, с чем отражение в карточках задолженности не устанавливает какой-либо обязанности по ее уплате и не является основанием для взыскания с налогоплательщика платежей.
Обязанность по уплате налога устанавливается на основании документов, подтверждающих начисление и уплату налоговых платежей (актов налоговых проверок, вступивших в законную силу решений налоговых органов, копий налоговых деклараций налогоплательщика, платежных документов об уплате исчисленных налогов).
Следовательно, только такими документами может быть подтверждена правильность отражения налоговым органом сумм в лицевом счете налогоплательщика и их достоверность.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Арбитражным судом установлено, что в справку N 13644 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 08.06.2011 (т. 1, л.д. 10-14) Межрайонной ИФНС N 3 по Рязанской области включена задолженность общества по взносам и пеням в общей сумме 55252 руб. 82 коп., в том числе:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп.
В подтверждение факта наличия вышеперечисленной задолженности ответчиком в материалы настоящего дела справка N 154430 о состоянии расчетом по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.03.2012.
По мнению арбитражного суда, данный документ, не может служить надлежащим доказательством наличия у общества задолженности по страховым взносам и пеням в общей сумме 55252 руб. 82 коп., поскольку указанный документ является внутренним документом ответчика и служит средством контроля со стороны налогового органа за уплатой налогоплательщиком налогов, а также соответствующих пени.
В силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации документом о полученных доходах, произведенных расходах, исчисленной сумме налога является налоговая декларация. Именно в декларации определяется сумма налога, в отношении которой у налогоплательщика возникает обязанность по ее уплате в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения являются основанием для выставления налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогу и пени.
Исходя из этого, факт наличия у налогоплательщика недоимки по налогам (сборам), взносам, пени может быть подтвержден налоговыми декларациями (расчетами), решениями, принятыми по результатам налоговых проверок.
Перечисленных арбитражным судом документов (налоговых деклараций (расчетов), решений) по страховым взносам и пени в общей сумме 55252 руб. 82 коп, ответчик в материалы настоящего дела не представил.
Данное обстоятельство признано в судебном заседании представителем ответчика.
Кроме того, в статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок признания недоимки по налогам, сборам и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
Согласно пункту 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки по налогам, сборам, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые и таможенные органы.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам признанных безнадежными к взысканию и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам утвержден приказом Федеральной налоговой службой от 19.08.2010 МЯК-7-8/393@.
Представленными материалами настоящего дела подтверждено, что период возникновения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп. налоговым органом определен с 30.12.2005 по 01.06.2006. Задолженность страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп., образовалась по следующим срокам уплаты: 15.04.2008 - 322 руб. 56 коп.; 15.10.2007 - 1250 руб.; 15.10.2009 - 1 руб.; 15.01.2009 - 237 руб. Период начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 6944 руб. 84 коп. - с 01.12.2005 по 01.09.2011. По состоянию на 01.01.2004 сформировалась задолженность общества по пени по транспортному налогу - 1343 руб. 34 коп.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства, что ответчиком либо Пенсионным фондом предпринимались меры к взысканию задолженности в установленном порядке.
Исходя из срока формирования вышеперечисленной задолженности, срок на бесспорное взыскание с заявителя спорных сумм, равно как и на взыскание упомянутой задолженности в судебном порядке, истек.
В ходе судебного разбирательства представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани заявил, что по данным Пенсионного фонда у общества вышеуказанная задолженность не значится.
Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что с 01.01.2010 налоговые органы не являются надлежащими заявителями по взысканию задолженности по страховым взносам в соответствующие бюджеты, судом не принимается во внимание, поскольку не имеет значения для рассмотрения требования заявителя. Спорная задолженность по страховым взносам (по пеням) числится исключительно в лицевом счете, который ведет налоговый орган, и включается в справки, выдаваемые налоговым органом о состоянии расчетов с бюджетом.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд признает, что суммы задолженности, отраженные в справке N 13644 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 08.06.2011 (а также суммы пеней, начисленные за последующий период, и отраженные в справках):
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- по транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп., являются безнадежными к взысканию и подлежат списанию в порядке, утвержденном приказом Федеральной налоговой службой от 19.08.2010 N _K-7-8/393@.
Учитывая изложенное, требование открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" об обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области списать (исключить) из лицевого счета открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" суммы задолженности по состоянию на 08.06.2011 по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп., как нереальные к взысканию, подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Обязать Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области списать (исключить) из лицевого счета открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" суммы задолженности по состоянию на 08.06.2011 г. по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии по пеням в размере 45154 руб. 08 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по налогу в размере 1810 руб. 56 коп.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии по пеням в размере 6944 руб. 84 коп.;
- транспортному налогу организаций по пеням в размере 1343 руб. 34 коп., как нереальные ко взысканию.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409) в пользу открытого акционерного общества "Рязаньпромбурвод" (г. Рязань, ОГРН 1036210000573, ИНН 6230001426) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
И.В. Шуман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19 марта 2012 г. N А54-3165/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru