Определение Рязанского областного суда
от 2 мая 2012 г. N 33-705
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
Председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Яковлевой Л.А., Косенко Л.А.,
при секретаре Захаровой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фирсова А.Ф. и Фирсовой А.П. на решение Советского районного суда г. Рязани от 06 февраля 2012 года, которым постановлено:
В иске Фирсовой А.П., Фирсову А.Ф. к Министерству здравоохранения Рязанской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр и выдаче удостоверения установленного образца - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Яковлевой Л.А., объяснения Фирсова А.Ф., Фирсовой А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила:
Фирсова А.П., Фирсов А.Ф. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Рязанской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включении в реестр и выдаче удостоверения установленного образца. В обоснование иска указали, что проживали в п. <адрес> в период с 1961 г. по 1969 г. в качестве члена семьи Фирсова Ф.А., проходившего службу в в/ч N. Указанные обстоятельства подтверждены справками главы поселка <адрес> за N от 06.05.2009 г. и N от 07.05.2009 г., архивной справкой Министерства обороны от 04.07.1995 г. о месте прохождении службы Фирсовым Ф.А., записями в трудовой книжке, свидетельством об образовании и архивной справкой N от 06.05.2009 г. средней общеобразовательной школы N пос. <адрес>, из содержания которых следует, что Фирсов А.Ф. обучался в средней общеобразовательной школе N пос. <адрес> с 01.09.1961 г. по 13.06.1969 г.
В период с 1949 г. по 1963 г. на <данные изъяты> ядерном полигоне проводились ядерные испытания. Поскольку поселок <адрес> располагался в 40 км от эпицентра ядерных взрывов, он был отнесен к зоне чрезвычайного радиационного риска, что подтверждается фактом внесения указанного населенного пункта в Перечень населенных пунктов <данные изъяты>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р. Также указали, что, проживая в пос. Чаган, они постоянно подвергались радиационному воздействию. При этом доза воздействия радиации на население составляла свыше 100 бэр, что отражено в справках главы поселка <адрес>. 26.04.2011 г. они обратились в Комиссию по принятию решений о включении (отказе в включении) в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерства здравоохранения Рязанской области с заявлением о включении в реестр и выдаче удостоверения установленного образца. При этом Минздрав Рязанской области направил в адрес истцов письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.07.2011 г., из которого следует, что МЧС России не усмотрело законных оснований для выдачи им удостоверений в связи с тем, что в Перечнях населенных пунктов <данные изъяты>, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на <данные изъяты> полигоне, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р, отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении граждан, проживавших в п. <адрес> в период с 14.07.1961 г. по 10.08.1969 г. и с 01.09.1961 г. по 13.06.1969 г. соответственно.
Полагали, что такая правовая позиция Минздрава Рязанской области и МЧС России основана на неправильном толковании правовых норм, регулирующих правоотношения в области предоставления социальных гарантий лицам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний, указав, что факт соответствия (несоответствия) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть установлен путем проведения экспертизы, о проведении которой они намерены ходатайствовать перед судом. Просили суд признать за каждым право на получение мер социальной поддержки, установленные лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Министерство здравоохранения Рязанской области внести их в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать каждому из истцов удостоверение установленного образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Фирсова А.П. и Фирсов А.Ф. просят решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм процессуального права
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
При разрешении дела суд первой инстанции правильно принял во внимание положения ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в соответствии с которой, гарантии социальной поддержки устанавливаются гражданам, которые в 1949 - 1963 годах проживали в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр).
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
В силу ст. 5 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ.
Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 643 от 15 ноября 2004 года установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), определенных ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу 5 с3в (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ следует читать как "N 634"
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.п. 2, 3, 4, 5 указанных Правил.)
В судебном заседании установлено, что Фирсов А.Ф., Фирсова А.П. в период с 1961 г. по 1969 г. проживали в поселке <адрес> в качестве членов семьи Фирсова Ф.А., проходившего службу в в/ч N.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2009 г. N 540 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Правительство Рязанской области постановлением от 8 декабря 2010 г. N 315 "Об организации работы по оформлению и выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и катастроф, и о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Рязанской области" определило министерство здравоохранения Рязанской области уполномоченным органом по вопросам выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Из материалов дела усматривается, что 31 марта 2011 г. истцы обратились в Комиссию по принятию решений о включении (отказе во включении) в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерства здравоохранения Рязанской области с заявлением о включении в реестр и выдаче удостоверения установленного образца, приложив при этом следующие документы: паспорта гражданина РФ, справки о проживании N от 21.07.2008 г., N от 06.05.2009, выписку из трудовой книжки Фирсовой А.П., справку N.
Комиссией было принято решение о включении истцов в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлено представление об оформлении и выдаче им удостоверений в Министерство РФ делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что требования истцов, адресованные к ответчику Министерству здравоохранения Рязанской области о включении в реестр заявлены не обоснованно, поскольку действия Комиссией по принятию решений о включении (отказе во включении) в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерства здравоохранения Рязанской области были произведены.
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в своем письме N от 01.07.2011 г. отказало в выдаче истцам удостоверения ввиду того, что в Перечнях отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении граждан, проживающих в п. Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области в период с 1961 г. по 1969 г.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р (действовавшему в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 156-р).
Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г.
Поселок Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационном воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г., население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Вместе с тем, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получили сверхнормативную дозу облучения, данный поселок не включен.
Анализируя разъяснения Конституционного Суда РФ, данные в определении N 960-О-П от 04.12.2007 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальная поддержки.
С учетом изложенного, в силу ч. 1 ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинска полигоне, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне проводится на основе Методических указаний, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5.
В соответствии с Методическими указаниями (МУ) определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Анализируя установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие у истцов суммарной эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), гарантирующей меры социальной поддержки, достаточными и достоверными доказательствами не подтверждено.
В обоснование заявленных исковых требований истцами в материалы дела представлена справка <данные изъяты>, расположенного на территории <адрес> ядерного полигона в зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой воздействия на население свыше 100 бэр в период с 1961 по 1969 г.
Однако суд первой инстанции обоснованно не признал указанную справку бесспорным доказательством, свидетельствующим о получении истцами суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам находит суждения суда первой инстанции правильными, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном распределении судом первой инстанции бремени доказывания факта получения (неполучения) истцами надлежащей дозы облучения не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они не основаны на законе.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными требованиями закона, суд первой инстанции правильно распределил бремя доказывания между сторонами и пришел к обоснованному выводу о том, что на истцов должна быть возложена обязанность доказать факт получения (неполучения) надлежащей дозы облучения.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых в ходе судебного разбирательства доказательств при правильном распределении судом бремени доказывания, оценка доказательствам дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не подтверждают наличия правовых оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фирсова А.Ф. и Фирсовой А.П. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 2 мая 2012 г. N 33-705
Текст документа размещен на официальном сайте Рязанского областного суда http://www.oblsud.riz.sudrf.ru