Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 8. Порядок проверки подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума
1. Соответствующая комиссия референдума осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей и принимает решение о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума установленным требованиям либо об отказе в проведении референдума. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума при выдвижении инициативы проведения областного референдума, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об участниках референдума при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Рязанской области может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр участников референдума.
2. Проверке подлежат не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для поддержки инициативы проведения референдума количества подписей участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) подписных листов. Процедура проведения случайной выборки определяется комиссией референдума. Если количество представленных подписей не превышает 200, проводится полная проверка подписных листов. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума, вправе присутствовать при проведении выборки и проверки подписных листов. Соответствующая комиссия референдума обязана заблаговременно сообщать указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписей. Проверке подлежат все подписи и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
3. По результатам проверки подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.
4. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им сведения, внесенные в подписные листы, но исключенные (вычеркнутые) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума до представления подписей в комиссию референдума, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей.
5. Если при проверке подписей участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
6. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
7. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9, 13 части 8 настоящей статьи.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9, 13 части 8 настоящей статьи.
8. Недействительными признаются:
1) подписи участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
4) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;
8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и(или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и(или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и(или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно;
9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 9 к Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 8 статьи 7 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 2 - 3 статьи 7 настоящего Закона;
10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 4 статьи 7 настоящего Закона;
11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
12) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;
13) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума;
14) все подписи участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 7 статьи 7 настоящего Закона.
9. В случае если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей участников референдума, выявленных при выборочной проверке, превысит 10 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и комиссия референдума выносит решение об отказе в проведении референдума.
10. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указываются количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой отказ в проведении референдума, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии референдума о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
11. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей инициативной группы и копию своего решения в Рязанскую областную Думу для принятия решения о назначении областного референдума, в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума. Копия решения соответствующей комиссии референдума по результатам проверки направляется также инициативной группе по проведению референдума.
12. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении референдума выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.
13. Основаниями отказа в проведении референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
4) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на пять процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
7) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
8) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.