Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 г. N 351
Государственная программа
Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах"
25 июня, 15 октября, 29 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 г. N 411 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Рязанской области
Наименование Программы |
Государственная программа Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области (далее - Минэкономразвития Рязанской области) министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (далее - Минпром Рязанской области) |
Заказчик-координатор Программы |
Минэкономразвития Рязанской области |
Разработчик Программы |
Минэкономразвития Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"; послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012; Закон Рязанской области от 09 ноября 2012 года N 85-ОЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Рязанской области"; Закон Рязанской области от 17 октября 2007 года N 137-ОЗ "О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области"; постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области" |
Исполнители Программы |
Минэкономразвития Рязанской области; Минпром Рязанской области; министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Минсельхозпрод Рязанской области); министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области); министерство культуры и туризма Рязанской области; министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - активизация инвестиционной деятельности на территории Рязанской области; - создание благоприятной информационной среды для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области. Задачи Программы: - повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области; - содействие продвижению продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области на внутреннем и внешнем рынках; - финансовая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности; - способствование инициации и привлечению инновационных проектов; - формирование системы информационного обеспечения и поддержки инновационной деятельности и ее популяризации |
Целевые индикаторы |
Целевыми индикаторами являются: - количество проведенных презентаций инвестиционного потенциала Рязанской области; - участие в выставочно-ярмарочных и конгрессионных мероприятиях; - количество организованных и/или проведенных мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области; - количество обеспеченных инфраструктурой земельных участков, предназначенных для размещения новых предприятий; - количество инвестиционных проектов, которым оказана государственная поддержка; - количество проведенных информационных мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности; - число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций; - количество студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов; - количество инновационных проектов в реестре инновационных проектов Рязанской области, размещенном на инновационном портале Рязанской области; - число действующих малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ; - объемы привлеченных средств федерального бюджета на реализацию инновационных проектов на территории Рязанской области; - объемы привлеченных промышленными предприятиями финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции |
Сроки и этапы реализации |
2014 - 2018 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1 "Повышение инвестиционного потенциала" (приложение N 1 к Программе); подпрограмма 2 "Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности" (приложение N 2 к Программе) |
Объемы и источники финансирования |
Объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2018 годах, составляет 1320962,645 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 153278,645 тыс. руб.; 2015 год - 262062 тыс. руб.; 2016 год - 297102 тыс. руб.; 2017 год - 439800 тыс. руб.; 2018 год - 168720 тыс. руб. Объем финансирования подпрограмм: "Повышение инвестиционного потенциала" на 2014 - 2018 годы составляет 1312562,645 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 153278,645 тыс. руб.; 2015 год - 262062 тыс. руб.; 2016 год - 297102 тыс. руб.; 2017 год - 435600 тыс. руб.; 2018 год - 164520 тыс. руб. "Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности" на 2014 - 2018 годы составляет 8400 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 0 тыс. руб.; 2015 год - 0 тыс. руб.; 2016 год - 0 тыс. руб.; 2017 год - 4200 тыс. руб.; 2018 год - 4200 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит в течение 2014 - 2018 годов достичь следующих результатов: - проведение не менее 10 презентаций инвестиционного потенциала Рязанской области; - принятие участия в 34 выставочно-ярмарочных и конгрессионных мероприятиях; - организация и/или проведение 25 мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области; - обеспечение инфраструктурой 1 земельного участка, предназначенного для размещения новых предприятий; - оказание государственной поддержки 4 инвестиционным проектам; - увеличение количества проведенных информационных мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности до 40; - увеличение числа слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций, до 750 человек; - увеличение количества студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов до 55 человек; - формирование не менее 40 инновационных проектов в реестре инновационных проектов Рязанской области, размещенном на инновационном портале Рязанской области; - увеличение числа действующих малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области до 12; - увеличение объемов привлеченных средств федерального бюджета на реализацию инновационных проектов на территории Рязанской области до 25 млн. руб.; - увеличение объема привлеченных промышленными предприятиями финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции до 170 млн. руб. Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономической эффективности: - увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; - обеспечение доли инвестиций в валовом региональном продукте к 2018 году на уровне не менее 27%; - увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 6% ежегодно; - создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона; - повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области; - приобщение молодежи к научно-технической и инновационной деятельности, повышение популярности и престижа инновационной деятельности в регионе; - формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, способствующей созданию инновационных стартапов в научной и инженерной среде; - создание системы поддержки перспективных разработок, которая позволяет начинающему исследователю пройти путь от генерации идеи до готового инновационного продукта |
1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Поэтому создание комфортных условий для инвестора, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности региона рассматривается как приоритетное направление деятельности для региональных органов власти.
Повышение инвестиционного потенциала
Отличительные особенности Рязанской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал и стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов (в том числе и иностранных).
Подтверждением тому служит тот факт, что сегодня в Рязанской области осуществляют хозяйственную деятельность такие крупные российские и зарубежные компании, как "Евроцемент", "Базэлцемент", "Гардиан Индастриз Корпорейтед", "Яндекс", "Аутомотив Лайтинг", группа компаний "Технониколь", торговые сети "Метро Кэш энд Кэрри", "Зельгрос Кэш энд Кэрри", "Гиперглобус" и другие.
В 2012 году в экономику Рязанской области вложено 66,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2011 годом объем инвестиций увеличился на 21,2%.
Из общего объема инвестиций 52,5% составили инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, 35,2% - в здания и сооружения.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства (51%), за счет собственных средств формировалось 49% инвестиций в основной капитал.
Значительный объем инвестиций в основной капитал направлен на развитие следующих видов экономической деятельности: обрабатывающих производств (43,4%), в том числе производство нефтепродуктов (23,9%); транспорта и связи (19,2%); производства, передачи и распределения электроэнергии, газа и воды (10%); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (9,4%); производство пищевых продуктов (4,7%); сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (6,2%); образования (4,1%); строительства (3,8%).
Состояние инвестиционной сферы Рязанской области в последние годы характеризуется низкими показателями по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По данным официальной статистики по объему инвестиций в основной капитал в 2011 году Рязанская область занимала 14 место среди 18 регионов Центрального федерального округа и 53 место среди субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предусмотрено принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году. На протяжении последних 5 лет динамика доли объема инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте носила нестабильный характер, снизившись в 2010 году до 22,7%. В связи с этим по итогам 2010 года Рязанская область заняла 14 место в Центральном федеральном округе.
В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" в 2012 году был достигнут бюджетный и социальный эффект: заключено 4 инвестиционных соглашения, суммарный объем привлеченных инвестиций по которым составил около 9 млрд. руб.; налоговые поступления в областной бюджет в период господдержки ожидаются в размере 2,2 млрд. руб., общее количество создаваемых рабочих мест - более 500. В то же время следует отметить, что по итогам 2012 года не удалось выйти на запланированный объем инвестиций в основной капитал в размере 68,6 млрд. руб., фактически данный показатель составил 66,4 млрд. руб. (96,8% от запланированного).
Несмотря на положительные изменения в инвестиционной сфере в 2012 году, необходимо сохранить наращивание объемов инвестиций в основной капитал и увеличить приток иностранных инвестиций.
В этих целях следует направить все усилия на формирование инвестиционно-привлекательного имиджа региона и благоприятной административной среды.
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации (12.12.2012) и на заседании Государственного совета "О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса" (27.12.2012) отметил, что нужно показать инвестору потенциал наших регионов; он должен четко видеть, как будет идти развитие инфраструктуры, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в том или ином субъекте Федерации; где планируется развивать промышленные кластеры; какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов.
Немаловажным фактором, влияющим на привлечение инвестиций, является прогрессивное региональное инвестиционное законодательство. В Рязанской области создана нормативная правовая база, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе: льготное налогообложение, льгота по арендным платежам, предоставление субсидий, государственных гарантий Рязанской области.
Вместе с тем, постоянно меняющиеся условия развития экономики Рязанской области требуют соответствия инвестиционного законодательства современным экономическим реалиям. Поэтому совершенствование нормативного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе остается одной из ключевых задач.
Следует отметить недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Рязанской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации.
Так, по результатам последнего исследования инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт-РА", по итогам 2011 - 2012 годов Рязанская область занимала 53 место по инвестиционному потенциалу. Также остается высокий уровень финансового (50 место) и экономического (46) риска. Инвестиционный рейтинг Рязанской области за 2012 год остался на том же уровне и характеризовался как "пониженный потенциал - умеренный риск".
Анализ инвестиционной активности показывает, что в настоящее время для инвесторов ключевым фактором принятия решения о приходе в регион становится наличие готовой площадки, оборудованной необходимой инфраструктурой.
В целях активизации работы в этом направлении в Программе предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить земельные участки необходимой инженерной, транспортной и энергетической инфраструктурой.
Разработанный комплекс мероприятий, направленных на формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, развитие внешнеэкономических связей Рязанской области, презентационной и выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом, расширение рынков сбыта товаров, услуг, работ хозяйствующих субъектов, будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества и привлечению в регион российских и иностранных инвесторов.
Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности
Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов для развития приоритетных направлений экономики, создать условия для стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Рязанской области отраслях необходимо сделать одним из важнейших региональных приоритетов.
Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.
При этом на протяжении двух последних десятилетий в Рязанской области произошло существенное снижение активности научно-технической и инновационной деятельности. Ряд крупных научных и промышленных предприятий прекратили свое существование.
Уменьшилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, а также снизилась численность работников научно-исследовательских организаций и конструкторских подразделений промышленных предприятий:
Показатель |
1990 год |
1995 год |
2000 год |
2009 год |
2010 год |
2012 год |
Количество организаций, ед. |
44 |
30 |
18 |
15 |
16 |
17 |
Количество работников, чел. |
19424 |
6212 |
3637 |
3064 |
2332 |
2350 |
Снизилась оплата труда высококвалифицированных специалистов на предприятиях, преподавателей высших учебных заведений. Это привело к значительному уменьшению притока молодежи в науку и производство - средний возраст специалистов предприятий Рязанской области в настоящее время превышает 50 лет. Исчезают научные школы, нарушается профессиональная преемственность между поколениями разработчиков, что закладывает негативную основу для долговременной деградации научно-технической сферы.
Состояние научно-технического комплекса Рязанской области характеризуется более низкими показателями, чем в целом по стране. Анализ информации, приведенной в сборнике федеральной службы государственной статистики, показывает, что по итогам 2010 года Рязанская область по показателям, характеризующим инновационную активность предприятий, занимала 9
- 10 место в Центральном федеральном округе. В рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленном Научно-исследовательским университетом "Высшая школа экономики", Рязанская область по итогам 2010 года заняла 71 место в Российской Федерации.
При этом в Рязанской области сохранен дееспособный научно-производственный потенциал, который позволяет разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию (радиолокационное оборудование, газоразрядные приборы, солнечные энергетические установки, устройства радиосвязи, информационно-телекоммуникационные системы и др.).
В 2012 году на территории Рязанской области действовало 17 средних и крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Успешно действуют научные подразделения на ряде промышленных предприятий: ОАО "Государственный Рязанский приборный завод", ОАО "Рязанский радиозавод", ОАО "Завод металлокерамических приборов", ОАО "Завод "Красное знамя".
Научно-исследовательские работы выполняются в 5 государственных высших учебных заведениях г. Рязани.
Существует развитая сеть высших, среднетехнических и профессионально-технических учебных заведений, способных обеспечивать предприятия Рязанской области высококвалифицированными кадрами.
В Рязанской области зарегистрировано более 50 малых и средних предприятий технико-внедренческого и производственного типа. Однако развитие инновационного предпринимательства сдерживается недостатком у предприятий стартовых средств для приобретения оборудования и организации собственного производства, отсутствием государственной поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок.
Таким образом, Рязанская область, обладая достаточно высоким научно-техническим потенциалом, заметно отстает в уровне инновационного развития даже от соседних регионов России.
Перелом негативных тенденций, сложившихся в научно-производственном комплексе Рязанской области, невозможно осуществить за счет разнонаправленных усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, научных институтов и компаний. Для кардинального изменения ситуации необходим системный подход к решению данной проблемы, способный обеспечить необходимую координацию усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, вузов, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и бизнеса.
Такой подход возможен только при наличии последовательной государственной поддержки, обеспечивающей создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области, продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики.
В результате реализации долгосрочной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" в 2012 году было проведено более 20 информационно-образовательных и обучающих мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности, в которых приняли участие не менее 300 человек; в региональных конкурсах инновационных проектов, проводимых по программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "УМНИК", признаны победителями 22 молодых ученых Рязанской области; создано 5 инновационных предприятий.
Однако в полной мере цель программы достигнута не была, в связи с чем возникла необходимость разработки данной Программы.
2. Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы:
- активизация инвестиционной деятельности на территории Рязанской области;
- создание благоприятной информационной среды для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области.
Задачи Программы:
- повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области;
- содействие продвижению продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области на внутреннем и внешнем рынках;
- финансовая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности;
- способствование инициации и привлечению инновационных проектов;
- формирование системы информационного обеспечения и поддержки инновационной деятельности и ее популяризации.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации - 2014 - 2018 годы. Программа реализуется в один этап.
Постановлением Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 г. N 411 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривает финансирование мероприятий за счет средств областного бюджета.
Объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2018 годах, составляет 1320962,645 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 153278,645 тыс. руб.;
2015 год - 262062 тыс. руб.;
2016 год - 297102 тыс. руб.;
2017 год - 439800 тыс. руб.;
2018 год - 168720 тыс. руб.
Перечень
исполнителей, которым для реализации Программы требуется финансирование из областного бюджета
Объем финансирования подпрограмм:
"Повышение инвестиционного потенциала" на 2014 - 2018 годы составляет 1312562,645 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 153278,645 тыс. руб.;
2015 год - 262062 тыс. руб.;
2016 год - 297102 тыс. руб.;
2017 год - 435600 тыс. руб.;
2018 год - 164520 тыс. руб.
"Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности" на 2014 - 2018 годы составляет 8400 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 0 тыс. руб.;
2015 год - 0 тыс. руб.;
2016 год - 0 тыс. руб.;
2017 год - 4200 тыс. руб.;
2018 год - 4200 тыс. руб.
Объемы расходов на финансирование Программы носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат ежегодному уточнению.
5. Состав и сроки представления отчетности об исполнении Программы
Исполнители Программы ежеквартально в срок до 5 апреля, 5 июля, 1 октября, 5 февраля направляют заказчику-координатору Программы информацию по форме, установленной постановлением Правительства Рязанской области от 01.09.2006 N 220 "О предоставлении квартальной и годовой информации об исполнении областных, долгосрочных и ведомственных целевых программ".
Заказчик-координатор Программы в соответствии с пунктами 5.2 и 5.4 Положения о государственных программах Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 10 июля 2013 г. N 189, направляет в Минэкономразвития Рязанской области информацию об итогах и эффективности реализации Программы.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 июня 2014 г. N 174 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация Программы позволит в течение 2014 - 2018 годов достичь следующих результатов:
- проведение не менее 10 презентаций инвестиционного потенциала Рязанской области;
- принятие участия в 34 выставочно-ярмарочных и конгрессионных мероприятиях;
- организация и/или проведение 25 мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области;
- обеспечение инфраструктурой 1 земельного участка, предназначенного для размещения новых предприятий;
- оказание государственной поддержки 4 инвестиционным проектам;
- увеличение количества проведенных информационных мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности до 40;
- увеличение числа слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций, до 750 человек;
- увеличение количества студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов до 55 человек;
- формирование не менее 40 инновационных проектов в реестре инновационных проектов Рязанской области, размещенном на инновационном портале Рязанской области;
- увеличение числа действующих малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области до 12;
- увеличение объемов привлеченных средств федерального бюджета на реализацию инновационных проектов на территории Рязанской области до 25 млн. руб.;
- увеличение объемов привлеченных промышленными предприятиями финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции до 170 млн. руб.
Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономической эффективности:
- увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
- обеспечение доли инвестиций в валовом региональном продукте к 2018 году на уровне не менее 27%;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 6% ежегодно;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона;
- повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области;
- приобщение молодежи к научно-технической и инновационной деятельности, повышение популярности и престижа инновационной деятельности в регионе;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, способствующей созданию инновационных стартапов в научной и инженерной среде;
- создание системы поддержки перспективных разработок, которая позволяет начинающему исследователю пройти путь от генерации идеи до готового инновационного продукта.
Основные риски снижения эффективности связаны с возможными изменениями законодательства и недофинансированием мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.