Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2009 г. N А56-28593/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу Крючковой Е.С. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев 03.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2009 по делу N А56-28593/2008 (судья Боровая А.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (далее - ИФНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 28.05.2008 N 72046А (далее - Решение N 72046А) о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Звезда" (далее - Общество) в связи с его ликвидацией.
Определением от 22.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мозепова Ирина Анатольевна, являвшаяся ликвидатором Общества.
Решением от 22.01.2009, которое в апелляционном порядке не пересматривалось, в удовлетворении заявления ИФНС отказано.
В кассационной жалобе ИФНС, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), пункта 4 статьи 61, пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение.
Податель жалобы указывает, что проверки соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлены в период ликвидационных процедур до представления ликвидатором заявления о государственной регистрации прекращения деятельности организации, сведения о выявленной в результате проверок задолженности Общества по уплате обязательных платежей вручены ликвидатору до составления ликвидационного баланса на 28.04.2008. Заявитель считает, что данный ликвидационный баланс, представленный ликвидатором в регистрирующий орган, содержит недостоверные сведения, так как в него не включена задолженность Общества перед бюджетом. В связи с этим ИФНС полагает, что запись о прекращении деятельности Общества в связи с его ликвидацией внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) с нарушением установленного законом порядка и ущемляет публичные интересы.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИФНС поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.01.2008 Инспекцией в Реестр внесены сведения о принятии общим собранием участников решения о ликвидации Общества и назначении ликвидатором Мозеповой И.А. В тот же день в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещено сообщение о принятом решении о ликвидации Общества с указанием порядка и срока заявления требований его кредиторами (лист дела 85). Данный срок составил 2 месяца с момента публикации о ликвидации Общества, что не оспорено участвующими в деле лицами (лист дела 65).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор Общества составил промежуточный ликвидационный баланс от 24.03.2008, утвержденный общим собранием участников, о чем Инспекция 31.03.2008 внесла в Реестр соответствующую запись.
Ликвидатор Мозепова И.А. 22.05.2008 представила в Инспекцию заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией с приложением ликвидационного баланса на 28.04.2008, квитанции от 22.05.2008 об оплате государственной пошлины, справки от 20.05.2008 N 45 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга, подтверждающей представление Обществом сведений о работающих у него застрахованных лицах, сведений о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже, а также уплату Обществом указанных взносов в полном объеме.
Инспекция 28.05.2008 приняла Решение N 72046А о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией, о чем в тот же день внесла в Реестр запись с государственным регистрационным номером 7089847556110.
Полагая, что государственная регистрация ликвидации Общества осуществлена Инспекцией с нарушением требований действующего законодательства и ущемляет публичные интересы, ИФНС обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивированным ссылками на пункт 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, статью 63 ГК РФ, статьи 44, 49 НК РФ, указав на следующие обстоятельства.
В период с 27.02.2008 по 04.03.2008 ИФНС проведена камеральная налоговая проверка уточненной (корректирующей) налоговой декларации (расчета) "Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость", поданной Обществом за 4-й квартал 2007 года.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 04.03.2008 N 469 (далее - Акт N 469), выявлена неуплата Обществом к установленному сроку (до 21.01.2008) доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 203 152 руб., что согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ влечет наложение штрафа в размере 40 630 руб. 40 коп. Экземпляр Акта N 469 вручен ликвидатору Общества Мозеповой И.А. 06.03.2008.
В период с 27.02.2008 по 06.03.2008 ИФНС в отношении Общества проведена также камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации "Расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения" за 12 месяцев 2007 года.
По результатам данной проверки, зафиксированным актом от 06.03.2008 N 463 (далее - Акт N 463), выявлена неуплата Обществом налога на имущество в сумме 69 393 руб. Экземпляр Акта N 463 вручен ликвидатору Общества Мозеповой И.А. 06.03.2008.
На основании Акта N 463 ИФНС принято решение от 31.03.2008 N 174 (далее - Решение N 174) об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности и доначислении ему налога на имущество в сумме 69 393 руб., подлежащего уплате в срок до 31.03.2008. Копия решения вручена представителю ликвидатора Общества 01.04.2008.
На основании Решения N 174 ИФНС выставила требование N 397 об уплате налога на имущество по состоянию на 16.04.2008, полученное Обществом 30.04.2008.
С 12.02.2008 по 18.03.2008 ИФНС в связи с ликвидацией Общества проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в ЕСГ, транспортного налога, налога на добавленную стоимость (в том числе уплачиваемого налоговыми агентами), а также соблюдения расчетно-платежной и кассовой дисциплины за период с 29.01.2007 по 31.01.2008.
По результатам данной проверки, зафиксированным актом от 18.03.2008 N 08 (далее - Акт N 08), выявлена неуплата Обществом налога на прибыль в сумме 205 225 руб. за 2007 год. Экземпляр Акта N 08 вручен ликвидатору Общества Мозеповой И.А. 18.03.2008.
На основании Акта N 08 ИФНС принято решение от 16.04.2008 N 12-07/00908ДСП (далее - Решение N 12-07/00908ДСП), которым Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 205 225 руб. в срок до 28.03.2008 и начислены пени в сумме 2 262 руб. за период с 29.03.2008 по 30.04.2008. На Общество также наложен штраф в сумме 41 045 руб. Копия данного решения вручена представителю ликвидатора Общества 17.04.2008.
На основании Решения N 12-07/00908ДСП ИФНС выставила требование N 425 об уплате налога на прибыль по состоянию на 04.05.2008, полученное Обществом 13.05.2008.
В обоснование заявленного требования ИФНС указывает, что задолженность по указанным обязательным платежам не погашена Обществом, однако ликвидационный баланс на 28.04.2008, представленный ликвидатором в регистрирующий орган, не содержит сведений о наличии у Общества данной задолженности, то есть является недостоверным. В связи с этим ИФНС считает, что Решение N 72046А принято Инспекцией с нарушением статьи 21 Закона N 129-ФЗ.
Возражая против удовлетворения заявления, Инспекция и ликвидатор Мозепова И.А. ссылаются на его необоснованность по праву.
Суд первой инстанции не усмотрел со стороны Инспекции нарушений действующего законодательства при осуществлении государственной регистрации ликвидации Общества и отказал ИФНС в удовлетворении заявления. Суд указал, что решения ИФНС по результатам проведенных налоговых проверок приняты и вручены ликвидатору Общества после истечения срока, установленного для заявления требований кредиторами, а требования об уплате налогов N 397 и 425 - после составления окончательного ликвидационного баланса, в связи с чем считаются погашенными в соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ИФНС и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц представляет собой, в частности, акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о ликвидации юридических лиц.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме предусмотренных настоящим Законом.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Одним из таких оснований является непредставление документов, определенных данным Законом и необходимых для государственной регистрации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Ликвидация юридических лиц регулируется статьями 61-64 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 ГК РФ).
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5 статьи 64 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии со статьей 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими ее кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как следует из материалов дела, суду первой инстанции не были представлены доказательства надлежащего заявления ИФНС как кредитором требований в отношении имеющейся у Общества задолженности по обязательным платежам, в том числе выявленной по результатам проведенных налоговых проверок, до завершения ликвидационных процедур. Доказательств обращения ИФНС в суд с иском к ликвидатору Общества в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 ГК РФ, в деле не имеется.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать недостоверным представленный ликвидатором Мозеповой И.А. в Инспекцию ликвидационный баланс на 28.04.2008, в котором не отражена задолженность Общества по обязательным платежам, на непогашение которой ссылается ИФНС в обоснование настоящего требования.
Поскольку ликвидатор Мозепова И.А. представила в регистрирующий орган все документы, необходимые в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации ликвидации Общества, у Инспекции отсутствовали основания для отказа в ее проведении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении настоящего заявления. Вывод суда о том, что требования ИФНС в данном случае считаются погашенными в силу пункта 6 статьи 64 ГК РФ, также является правильным.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражного судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2009 по делу N А56-28593/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.