Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2009 г. N А05-11174/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от Архангельской таможни Высоких М. Г. (доверенность от 30.07.2007 N 8),
рассмотрев 30.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А05-11174/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экс-металл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением обязать Архангельскую таможню (далее - Таможня) возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 947 500 руб. за таможенное оформление по полным периодическим декларациям (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2009, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863). По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации. В обоснование своей правовой позиции Таможня также ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление N 220).
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 10.11.2005 по 13.12.2006 Общество в связи с экспортом лома и отходов металлов представляло в Таможню временные периодические таможенные декларации в порядке статьи 138 ТК РФ. При подаче 21 временной периодической декларации за указанный период были уплачены таможенные сборы в сумме 947 500 руб.
Впоследствии Общество уточнило количество отгруженного товара и представило таможенному органу полные грузовые таможенные декларации 102303100/101105/0003780, 1203100/201205/0004199, 12203100/121205/0004117, 10203100/190106/0000085, 10203100/060206/0000230, 10203100/240306/0000718, 10203100/100406/000895, 10203100/020506/0001148, 10203100/310506/0001486, 10203100/050606/0001536, 10203100/070706/0001940, 10203100/110706/0001972, 10203100/260706/0002141, 10203100/020806/0002231, 10203100/220806/0002431, 10203100/309806/0002548, 10203100/061006/0002955, 10203100/111006/0002996, 10203100/271106/0003501, 10203100/011206/0003572, 10203100/131206/0003676 на ранее вывезенный товар, уплатив за оформление поданных деклараций таможенные сборы в сумме 947 500 руб.
Полагая, что, поскольку таможенное оформление товаров началось с представления временных таможенных деклараций, таможенные сборы по представленным им полным таможенным декларациям являются излишне уплаченными, Общество обратилось в Таможню с заявлением от 03.09.2008 N 84. Указанное заявление возвращено Обществу без рассмотрения.
Общество обратилось в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, обязав Архангельскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 947 500 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Постановлением N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Обязанность по повторной уплате таможенного сбора, установленная указанным пунктом 7, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судами, после предоставления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Общество представило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сбор за таможенное оформление товаров.
Сумма таможенных сборов в размере 947 500 руб., уплаченная Обществом, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом.
Суды на основании статьи 60 ТК РФ сделали правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2008 N 4574/08.
Ссылка Таможни на Постановление N 220 в данном случае неправомерна, поскольку указанный нормативный правовой акт имеет правовое значение для правоотношений, возникших после его официального опубликования в марте 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче полных таможенных деклараций правомерно признана судами излишне уплаченной.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ). Как установлено судами данный порядок был нарушен таможенным органом. Таможня неправомерно оставила заявление Общества о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения.
Сумма излишне уплаченных таможенных платежей по полным периодическим декларациям подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования заявителя о возврате денежных средств.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина признается частью судебных расходов. В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования заявителя, правомерно взыскал с Таможни судебные расходы, понесенные Обществом. Поэтому довод кассационной жалобы о неправомерном взыскании судом первой инстанции с Таможни суммы государственной пошлины, уплаченной Обществом при подаче заявления в суд, кассационная инстанция отклоняет.
Поскольку, выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ; обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу N А05-11174/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.