Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2009 г. N А56-53923/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
рассмотрев 12.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-53923/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее - Таможня) от 02.12.2008 по делу об административном правонарушении N 10009000-932/2008 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), положений Списка товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18.12.2006. По мнению подателя жалобы, Обществом при декларировании автомобиля представлен недействительный документ (разъяснение), который мог послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможня и Общество о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 17.09.2008 Обществом с целью таможенного оформления товара ("легковой автомобиль "Ford Focus SE", б/у, 2003 год выпуска") в режиме "выпуск для внутреннего потребления" подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10009191/170908/0023121. Одновременно с ГТД Обществом представлен пакет документов, в частности, разъяснение ВНИИНМАШ от 03.09.2008 N 203/РС-5896, согласно которому на автомобиль "Ford Focus SE" VIN 1FAFP36Z43W264388 представление сертификата соответствия ("одобрение типа транспортного средства") не требуется.
В ходе проведения мероприятий таможенного контроля Таможней установлено, что разъяснение N 203/РС-5896 было выдано 07.06.2008 обществу с ограниченной ответственностью "АИТА" на автомобиль CHRYSLER SEBRING, VIN 1C3EL46X84N421518 (письмо ВНИИНМАШ от 17.10.2008 с приложением копии разъяснения от 07.06.2008 N 203/РС-5896).
По факту представления Обществом недействительного документа (разъяснения), который мог послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, Таможня 23.10.2008 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, провела административное расследование и 21.11.2008 составила протокол об административном правонарушении.
Постановлением таможенного органа от 02.12.2008 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав незаконным оспариваемое постановление Таможни, указали на отсутствие в действиях декларанта вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В силу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно статье 158 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В соответствии со статьей 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе разрешений, лицензий, сертификатов (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Выпуск для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (статья 163 ТК РФ).
Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1 статьи 164 ТК РФ).
Согласно абзацу "б" подпункта 9 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) независимо от положений главы 5 Закона N 164-ФЗ в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона N 184-ФЗ.
Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1 статьи 15 Закона N 196-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 184-ФЗ для целей таможенного оформления продукции Правительство Российской Федерации утверждает не позднее, чем за 30 дней до дня вступления в силу технического регламента на его основании списки продукции, на которую распространяется действие абзаца 1 пункта 1 названной статьи, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, осуществляют формирование указанных списков и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за 60 дней до дня вступления в силу технического регламента.
Легковые автомобили подлежат обязательной сертификации исходя из Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013.
В декабре 2006 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден согласованный Федеральной таможенной службой Российской Федерации список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Список).
Согласно абзацу 11 вводной части Списка (в редакции, действовавшей на момент подачи Обществом ГТД) представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия осуществляется для помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, за исключением, в частности, бывших в эксплуатации автомототранспортных средств, для которых применительно к обязательной сертификации (получению "одобрения типа транспортного средства") бывшим в эксплуатации считается автомототранспортное средство при наличии в документах сведений о регистрации права собственности предыдущего владельца, выданных регистрирующим органом, или если с момента его выпуска прошло 3 или более лет, независимо от величины пробега. При решении вопроса о выпуске таких товаров должны быть использованы разъяснения, выданные организацией, уполномоченной Ростехрегулированием.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Таможней в ходе административного расследования вопрос о подлинности представленного Обществом разъяснения не исследовался, факт его фальсификации Обществом не установлен (таможенным органом не проводился опрос лица, подписавшего разъяснение; не устанавливалась подлинность оттиска штампа ВНИИНМАШ; не проводились экспертиза и иные действия, направленные на установление факта подделки документа).
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что Таможня не доказала наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, правомерны.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А56-53923/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.