Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 августа 2009 г. N А56-49029/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии от ОАО "Ростерминалуголь" Шамрай С.С. (доверенность от 28.07.2008), Дейчева И.Б. (доверенность от 25.05.2009), от ОАО "РЖД" Митрофановой Н.Ю. (доверенность от 24.12.2008 N 11/2-89),
рассмотрев 26.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ростерминалуголь" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А56-49029/2008 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Марченко Л.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ростерминалуголь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - Дорога) с иском об обязании восстановить на лицевом счете в ТехПД запись на сумму 369 818,14 руб.
Решением от 10.03.2009 (судья Адаев О.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 решение от 10.03.2009 отменено, в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 25.06.2009 и оставить в силе решение от 10.03.2009.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что подписание Обществом актов общей формы с оговоркой оплатить до 06.06.2008 является согласием на списание Дорогой со счета в ТехПД суммы по 11.06.2008 включительно.
Кроме того, Общество считает, что суд сделал необоснованный вывод о возможности применения к спорным правоотношениям статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), поскольку вагоны не принадлежат перевозчику, условиями договора с Дорогой не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, принадлежащими другим перевозчикам.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на то, что апелляционная инстанция правильно истолковала условия заключенного между сторонами договора и правильно применила к отношениям сторон статью 39 УЖТ РФ.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Дороги с ними не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) 30.10.2007 заключили договор N 10/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги, обслуживаемого локомотивом владельца.
Согласно пункту 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 1,2,3,4,5 ТВП "Северный" по станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Пунктом 17.1 договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику сборы, платы, штрафы и иные суммы согласно статьям 39, 62, 94, 98, 99, 100, 101, 103, 104 УЖТ РФ, которые в силу пункта 18 договора вносятся через технологический центр по обработке перевозочных документов на основании ведомостей подачи и уборки, подписываемые сторонами, согласно соглашения от 01.10.2003 N 6115397 о централизованных расчетах за услуги железной дороги.
Пунктом 1.1 соглашения предусмотрено, что централизованно с лицевого счета плательщика в Санкт-Петербургском ТехПД проводятся расчеты по оплате провозных платежей за перевозки грузов, грузобагажа, плате за пользование вагонами, дополнительные сборы (услуги), штрафы и иные платежи, связанные с осуществлением перевозок.
Со станции Нерюнгри - Грузовая Дальневосточной железной дороги на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес Общества - грузополучателя - был отправлен поезд N 2978 индекс 0700-001-0764 в составе 51 вагона.
На станции Котлы Октябрьской железной дороги 01.06.2008 указанный поезд приказом N 387 от 01.06.2008 был отставлен Дорогой от движения по причине занятости выгрузки на местах необщего пользования Общества. По факту простоя вагонов Дорогой составлен акт от 01.06.2008 N 1/4.
Извещением от 03.06.2008 N 1 Дорога сообщила Обществу о задержке поезда (с указанием номера каждого вагона), а извещением от 11.06.2008 N 9 - об его отправке в связи с освобождением грузовых фронтов.
Акт от 11.06.2008 N 4/9 об отправлении поезда со станции Котлы на станцию Лужская представителем Общества подписан с оговоркой о согласии оплатить простой по 06.06.2008.
На основании указанных актов Дорога актом от 18.06.2008 N 3/4 составила расчет платы за пользование вагонами в сумме 313 405,20 руб. (с налогом на добавленную стоимость - 369 818,14 руб.).
Дорога по акту N 3/4 оформила накопительную ведомость N 180627 за период с 03.06.2008 по 11.06.2008 (формы ФДУ-92 ВЦ), уведомив о начислении платы по коду 131 как платы за временное нахождение собственных (арендованных) вагонов на путях общего пользования.
Перевозчик в адрес Общества выставил счет-фактуру от 20.06.2008 N 0010042200000155/0000092682 с учетом суммы 369 818,14 руб., которая была списана со счета ТехПД согласно справке о движении средств плательщика в июне 2008 года.
Общество, полагая, что Дорога неправомерно списала 369 818,14 руб. в качестве платы за пользование вагонами на путях общего пользования, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из отсутствия у ответчика доказательств принадлежности ему спорных вагонов, что является условием взимания платы за время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в силу пункта 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда и отменил решение, отказав истцу в удовлетворении иска. При этом апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что Общество не представило доказательств задержки вагонов по причине, не зависящей от грузополучателя. Сославшись на пункт 17.1 договора, предусматривающий обязанность Общества уплачивать Дороге платежи согласно статьям УЖТ РФ, в том числе по статье 39 УЖТ РФ, апелляционная инстанция признала, что каких-либо ограничений в части начисления платы за пользование вагонами в зависимости от принадлежности вагонов настоящий пункт договора не содержит.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права.
Разногласия сторон касаются только возможности применения статьи 39 УЖТ РФ в отношении платы за пользование вагоны, если они не принадлежат Дороге и не находятся у нее в аренде.
Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается, что вагоны Дороге не принадлежат на праве собственности, они не находятся у нее в аренде, их собственником является открытое акционерное общество "ПГК".
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими Дороге как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими Дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором от 30.10.2007 N 10/М также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими Дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение суда первой инстанции следует оставить в силе.
В связи с отменой судебного акта и удовлетворением кассационной жалобы Общества судебные расходы, связанные с ее подачей, следует отнести на Дорогу.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу N А56-49029/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2009 по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Ростерминалуголь" 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.