Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 августа 2009 г. N А56-52635/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от закрытого акционерного общества " ПНТ-ГСМ" Аронова С.Е. (доверенность от 11.01.2009), от Балтийской таможни Мещеряковой К.С. (доверенность от 08.05.2009 N 04-19/14583),
рассмотрев 25.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2009 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-52635/2008,
установил:
Закрытое акционерное общество "ПНТ-ГСМ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - Таможня), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных сборов на сумму 1 758 500 руб., и обязании Таможни произвести зачет излишне уплаченной суммы 1 758 500 руб. в счет будущих платежей; требования заявителя уточнены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2009 заявление Общества удовлетворено. Постановлением апелляционного суда от 26.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - положений статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863).
По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации. В обоснование своей правовой позиции Таможня также ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление N 220).
В судебном заседании представитель заявителя просил оставить судебные акты в силе, а представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в 2005 - 2008 при подаче временных таможенных деклараций N 10216080/240905/0086248, 10216080/300905/0088704, 10216080/300905/0088727, 10216080/281005/0100541, 10216080/181105/0109096, 10216080/021205/0115687, 10216080/201205/0123759, 10216080/230206/0016584, 10216080/200306/0026537, 10216080/300306/0031455, 10216080/200406/0040291, 10216080/020506/0045113, 10216080/280406/0043560, 10216080/120506/0050076, 10216080/170506/0052579, 10216080/240506/0055814, 10216080/200606/0067774, 10216080/190706/0081410, 10216080/260706/0085095, 10216080/160806/0095111, 10216080/190107/0005320, 10216080/220107/0006148, 10216080/190107/0005317, 10216120/081107/0000600, 10216120/301107/0002809, 10216120/160108/0000523, 10216120/240108/0001164, 10216120/010208/0001902, 10216120/270308/0007148 для таможенного оформления поставляемых на экспорт нефтепродуктов Обществом уплачены таможенные сборы за таможенное оформление в сумме 1 809 000 руб.
Впоследствии Общество уточнило количество отгруженного товара и представило таможенному органу полные грузовые таможенные декларации на ранее вывезенный товар, уплатив за оформление поданных деклараций таможенные сборы в сумме 1 809 000 руб.
Полагая, что, поскольку таможенное оформление товаров началось с представления временных таможенных деклараций, таможенные сборы по представленным им полным таможенным декларациям являются излишне уплаченными, Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 08.09.2008 N 5558/2008 о зачете таможенных сборов в сумме 1 809 000 руб. в счет будущих платежей.
Таможня отказала Обществу ввиду отсутствия правовых оснований, поскольку по мнению Таможни факт излишней уплаты таможенных платежей не установлен, возврат платежей может осуществляться на основании судебных решений (письмо 13.10.2008 N 15-05/21445).
Посчитав отказ Таможни незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, требования Общества удовлетворены, оспариваемые действия таможни признаны незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации. На основании статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный орган провести зачет излишне уплаченного сбора за таможенное оформление в размере 1 758 500 руб. в счет будущих платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации Согласно (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Постановлением N 863 установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Обязанность по повторной уплате таможенного сбора, установленная указанным пунктом 7, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судами, после предоставления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации в период с 2005 по 2008 годы, Общество представляло полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплачивало сбор за таможенное оформление товаров.
Сумма таможенных сборов (уточнена заявителем) в размере 1 758 500 руб., уплаченная Обществом, подтверждается актом сверки платежей и не оспаривается таможенным органом. Номера полных грузовых таможенных деклараций, по которым осуществлялась уплата таможенных сборов и зачисление указанных платежей Таможней также не опровергаются.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании статьи 60 ТК РФ сделали правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2008 N 4574/08.
Ссылка Таможни на Постановление N 220 несостоятельна, поскольку данный нормативный правовой акт имеет правовое значение для правоотношений, возникших после его официального опубликования в марте 2009 года.
В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче полной таможенной декларации правомерно признана судами излишне уплаченной.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ). В соответствии с пунктом 8 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных платежей может по желанию плательщика производиться в форме зачета.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в неосуществлении зачета излишне уплаченных таможенных сборов за оформление полных периодических деклараций, обязав Таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Поскольку выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ; обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права и оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу N А56-52635/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.