Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2009 г. N А56-53507/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2008 г. N А56-53507/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2008 г. N А56-53507/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Предприятие Гальваник" генерального директора Петрова С.А., Сурковой Н.А. (доверенность от 30.12.2008),
рассмотрев 27.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2009 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-53507/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Предприятие Гальваник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение ФСФР) от 12.11.2007 N 1704.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2008, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008, заявление было удовлетворено.
Постановлением кассационной инстанции от 16.12.2008 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.05.2009, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Региональное отделение ФСФР, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 20.02.2009 и постановление апелляционного суда от 18.05.2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не может быть признано незаконным, поскольку по состоянию на 10.09.2007 Общество имело более 50 акционеров и являлось держателем реестра акционеров.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Регионального отделения ФСФР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что по результатам проверки жалобы закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "Энергокапитал" (номинальный держатель акций Общества; далее - ЗАО "ИК "Энергокапитал") Региональным отделением ФСФР установлено, что Общество, имея по состоянию на 10.09.2007 более 50 акционеров (31 зарегистрирован в реестре, а номинальным держателем акций 24 акционеров является ЗАО "ИК "Энергокапитал"), в нарушение пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), является держателем реестра акционеров.
Указанные обстоятельства явились основанием для направления Обществу предписания от 12.11.2007 N 1704 об обеспечении ведения реестра акционеров профессиональным участником рынка ценных бумаг со сроком исполнения в течение 30 дней со дня получения предписания.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент направления оспариваемого предписания в реестре акционеров Общества значилось менее 50 акционеров (23 зарегистрировано в реестре и номинальным держателем акций 24 акционеров является ЗАО "ИК "Энергокапитал").
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Закона об акционерных обществах держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор. В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) под номинальным держателем ценных бумаг понимается лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг.
Внесение имени номинального держателя ценных бумаг в систему ведения реестра, а также перерегистрация ценных бумаг на имя номинального держателя не влекут за собой переход права собственности и/или иного вещного права на ценные бумаги к последнему.
Для осуществления владельцами прав, закрепленных ценными бумагами, держатель реестра имеет право требовать от номинального держателя ценных бумаг предоставления списка владельцев, номинальным держателем которых он является по состоянию на определенную дату. Номинальный держатель ценных бумаг обязан составить требуемый список и направить его держателю реестра в течение семи дней после получения требования. В случае, если требуемый список необходим для составления реестра, то номинальный держатель ценных бумаг не получает за составление этого списка вознаграждения.
Следовательно, Общество, самостоятельно осуществляющее ведение реестра акционеров, обязано включать в этот реестр и тех акционеров, учет прав которых осуществляется номинальным держателем.
Согласно пункту 10 статьи 42 и пункту 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Из материалов дела видно, что в списке зарегистрированных лиц в реестре акционеров Общества по состоянию на 10.09.2007 значился 31 акционер и номинальный держатель (ЗАО "ИК "Энергокапитал"), осуществляющий учет прав 24 акционеров.
Таким образом, выявив нарушение Обществом по состоянию на 10.09.2007 положений пункта 3 статьи 44 Закона об акционерных обществах, Региональное отделение ФСФР было вправе направить ему предписание об устранении нарушений.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент направления оспариваемого предписания (12.11.2007) в реестре акционеров Общества значилось менее 50 акционеров (23 зарегистрировано в реестре, а номинальным держателем акций 24 акционеров является ЗАО "ИК "Энергокапитал"). Это обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается подателем кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о несоответствии предписания пункту 3 статьи 44 Закона об акционерных обществах и нарушении им прав и законных интересов Общества, которому предписано обеспечить ведение реестра акционеров профессиональным участником рынка ценных бумаг.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А56-53507/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.