Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2009 г. N А21-9089/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 26.08.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марфиш" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2009 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-9089/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Марфиш" (далее - Общество, ООО "Марфиш") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 31.07.2008 N 2391 в части предложения уплатить 263 980 руб. страховых взносов, а также начисления и предложения уплатить 6 919 руб. 94 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 11.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2009, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "Марфиш", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.03.2009 и постановление от 02.06.2009 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы считает, что он правомерно применял пониженную ставку страховых взносов, установленную для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению Общества, суды двух инстанций при разрешении спора необоснованно использовали понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", содержащееся в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ), а применение пониженной ставки в данном случае не зависит от формы собственности налогоплательщика.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились. ООО "Марфиш" направило в суд ходатайство о переносе судебного заседания на более поздние сроки в связи с отпуском адвоката, представляющего интересы организации по данному делу. Вместе с тем данное ходатайство документально не обосновано, в связи с чем отклонено судом кассационной инстанции.
Исходя из полномочий суда кассационной инстанции отсутствие представителя лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, ООО "Марфиш" осуществляло в 2007 году вылов рыбы в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах, при этом доля выручки Общества от реализации рыбной продукции за этот год составила 86%.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Обществом декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 12 месяцев 2007 года, о чем составила акт от 18.06.2008 N 7500 (листы дела 13-14).
По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 31.07.2008 N 2391 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (листы дела 9-12), но в связи с неправомерным применением Обществом пониженной ставки страховых взносов, установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, доначислила ему 263 980 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и 6 919 руб. 94 коп. пеней.
По мнению налогового органа, ООО "Марфиш" обязано уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке, поскольку в соответствии с действующим в 2007 году законодательством не подпадает по понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, установив, что в проверенном периоде оно не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как "15.12.2001"
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются по тарифам, указанным в статье 22 Закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ. Данной нормой предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые применяются в отношении отдельных категорий страхователей, в том числе в отношении работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции (подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Законом.
Однако ни положениями Закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ, ни положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено понятие "организация, занятая в производстве сельскохозяйственной продукции".
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на положениях пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, применили понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в том значении, в каком оно используется в отрасли законодательства, регулирующей правоотношения в сфере сельского хозяйства.
Согласно статье 1 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Учитывая, что в соответствии с названным Законом к сельскохозяйственным производителям в рыболовной отрасли относятся только рыболовецкие артели (колхозы), осуществляющие вылов водных биоресурсов и производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции, суды признали Общество не относящимся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Данный вывод судов подтверждает Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, согласно которому к сельскохозяйственной продукции относятся продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, относится не к сельскохозяйственной продукции, а к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и к группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".
Следует отметить, что в статье 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" определено как организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов. Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции самим предприятием, а исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что не менее 50 процентов объема работ в сельскохозяйственном производственном кооперативе должно выполняться его членами.
В рассматриваемом случае Общество не является рыболовецкой артелью (колхозом), осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции, а соответственно, и сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Ссылка ООО "Марфиш" на необходимость трактовки понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", исходя из понятия "сельскохозяйственная продукция", приведенного в статье 1 Федерального закона от 14.07.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", кассационной инстанцией отклоняется.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 10839/07, указанный Закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ, не относится к законодательству о налогах и сборах, не регулирует вопросы, связанные с применением льгот по налогам, не содержит понятия "сельскохозяйственная продукция" и не раскрывает, что в него включается. Более того, с 01.01.2005 названный Закон утратил силу.
Таким образом, действующим в спорный период законодательством организации, за исключением рыболовецких артелей (колхозов), осуществляющие вылов рыбы и морепродуктов и их переработку, не были отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кроме того, из нормативных правовых актов, действующих в спорном периоде, нельзя сделать вывод о том, что рыба и морепродукты являются сельскохозяйственной продукцией.
Не может быть признан обоснованным и довод Общества о возможности применения в спорном периоде понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", которое дано в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 264-ФЗ названное понятие дано только в целях этого Федерального закона, регулирующего согласно статье 1 отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании данного закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Следовательно, приведенное в этом Законе понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" имеет ограниченную сферу применения.
Кроме того, в силу этого Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются только те организации, которые осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Правительством Российской Федерации только в 2008 году (Постановление от 11.06.2008 N 446). До момента утверждения этого перечня у заявителя отсутствовали какие-либо основания для отнесения своей организации к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей по собственному усмотрению.
Ссылка Общества на письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2007 N 03-04-07-02/10 и от 30.11.2007 N 03-04-07-02/59, в которых со ссылкой на Закон N 264-ФЗ рекомендовано применять приведенное в нем понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как на обстоятельство, смягчающее в силу статьи 111 НК РФ вину налогоплательщика в совершенном правонарушении, не может быть принята во внимание, поскольку заявитель оспариваемым решением налогового органа не привлекался в соответствии с главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за их неполную уплату.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали, что Общество неправомерно применило в 2007 году при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пониженный тариф, установленный пунктом 2 статьи 22 Закона от 15.12.2005 N 167-ФЗ для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Всем доводам Общества суды нижестоящих инстанций дали надлежащую оценку. Кассационная инстанция не выявила нарушения судами норм материального или процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов и, соответственно основания для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А21-9089/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марфиш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.