Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2009 г. N А26-5414/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия Гуляева В.С. (доверенность от 08.07.2009),
рассмотрев 08.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А26-5414/2008 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форест-Трейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление) от 22.08.2008 N 86-08/83П о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.11.2008 (судья Лазарев А.Ю.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.05.2009 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить указанное постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, для целей валютного контроля под вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации следует понимать совокупность действий по его декларированию, таможенному контролю и пересечению таможенной границы.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество заключило с компанией "Forest Com OY" (Финляндия) контракт от 14.06.2007 N 246/97161626/0007 на поставку лесоматериалов, на основании которого в Сортавальском отделении N 6638 - филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) оформлен паспорт сделки от 24.07.2007 N 07070007/1481/0523/1/0.
По результатам проверки соблюдения резидентом требований валютного законодательства Сортавальская таможня выявила и зафиксировала в акте проверки от 23.06.2008, что представленные Обществом в уполномоченный банк справки о поданных в таможенный орган грузовых таможенных декларациях, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - ГТД), составлены с нарушением порядка их заполнения, поскольку датой вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации указана не дата пересечения товарами таможенной границы, а дата отметки таможенного органа "Выпуск разрешен".
По факту несоблюдения установленного порядка представления формы учета по валютным операциям таможенный орган составил в отношении Общества протокол от 23.06.2008 N 10223000-150/2008 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Материалы проверки переданы в Управление.
Постановлением Управления от 22.08.2008 N 86-08/83П Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Посчитав указанный вывод суда ошибочным, апелляционная инстанция отменила решение суда и удовлетворила заявление, установив, что нарушений порядка заполнения справки о подтверждающих документах Обществом не допущено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" предусмотрено, что документом, относящимся к формам учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению.
В силу пункта 2.2 Положения N 258-П (в редакции, действовавшей в спорный период) документы, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
Порядком заполнения справки о подтверждающих документах (приложение 1 к Положению N 258-П) предусмотрено, что в графе 1 справки указывается дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования не определено понятие "вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 1 Закона используемые в данном Законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации, а также все последующие предусмотренные названным Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Из материалов дела видно, что Общество в справках о подтверждающих документах, представленных в уполномоченный банк, указало даты, имеющиеся на штампе таможенного органа "Выпуск разрешен", проставленном в графе "D" ГТД. Доказательства, подтверждающие иную дату вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что указание в справках о подтверждающих документах указанной даты не свидетельствует о нарушении предусмотренного Положением N 258-П порядка представления резидентом этих справок.
Кроме того, согласно пункту 2.4 Положения N 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У) резидент представляет в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в установленном банком порядке и в согласованный с этим банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Поскольку обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А26-5414/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.