Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 сентября 2009 г. N А13-2669/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.04.2009 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Добродеева Е.С.) по делу N А13-2669/2009,
установил:
Администрация города Сокола (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2009 N 69 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 28.04.2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты.
Администрация и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения Администрацией законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении деятельности, по результатам которой составлены акт от 16.02.2009 и протокол об административном правонарушении от 17.02.2009 N 68/17/243.
Постановлением от 20.02.2009 N 69 Администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Администрации вменено в вину то, что в нарушение части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), части 1 статьи 8, статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пунктов 2.2.1, 2.2.9, 6.4 Санитарных правил содержания территории населенных мест СП N 4690-88 (далее - СП N 4690-88) допущен несвоевременный и некачественный вывоз твердых бытовых отходов, контейнера и помойницы для сбора твердых и жидких бытовых отходов с контейнерных площадок переполнены бытовыми отходами; территории временного размещения контейнеров завалены мусором.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 7-ФЗ к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.9, 6.4 Санитарных правил содержания территорий населенных пунктов (СанПиН 42-128-4690-88) при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. Предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения; корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями; обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово - регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрацией с закрытым акционерным обществом "Управляющая компания - Сокол" (далее - управляющая компания) заключен договор от 25.04.2008 управления многоквартирным домом. Управляющая компания заключила договоры с ООО "Атлас" от 10.07.2008 и ООО "Экси" от 30.05.2008 N 306 для сбора и вывоза мусора с территории города Сокола. В обязанности Администрации непосредственная деятельность по уборке территории поселения и вывозу отходов не входит.
Из протокола и постановления Управления следует, что нарушения в виде несвоевременного и некачественного вывоза твердых бытовых отходов, переполнения контейнеров и помойниц для сбора твердых и жидких бытовых отходов с контейнерных площадок бытовыми отходами, а также захламления территорий временного размещения контейнеров мусором фактически совершены ООО "Атлас" и ООО "Экси". В указанных документах отсутствует указание на то, в чем конкретно выразилась ненадлежащая организация вывоза мусора.
Суд первой инстанции также сделал правомерный вывод о недоказанности Управлением того, что бездействие Администрации привело к несвоевременному и некачественному вывозу мусора и твердых бытовых отходов.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о недоказанности наличия в действиях Администрации состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А13-2669/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Судьи |
О.А.Алешкевич |
|
Е.А.Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.