Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 октября 2009 г. N А13-1134/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Грязовецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Тиховой Татьяны Николаевны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2009 (судья Смирнов В.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 (судьи Виноградова Т.В., Потеева А.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-1134/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "РАЗРАБОТКА, ОСВОЕНИЕ СКВАЖИН-ОЙЛ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Грязовецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Тиховой Татьяны Николаевны от 19.01.2009 о взыскании исполнительского сбора в редакции постановления от 26.01.2009 о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора.
К участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - Инспекция), являющаяся взыскателем по исполнительному производству.
Решением суда от 17.04.2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным постановление от 19.01.2009 о взыскании исполнительского сбора в редакции постановления от 26.01.2009 о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора в части взыскания с Общества исполнительского сбора в сумме, превышающей 69 795 руб. 26 коп., и обязал судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, Инспекция и судебный пристав-исполнитель о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановление судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего 26.12.2008 исполнительного документа - постановления Инспекции от 26.12.2008 N 182 судебным приставом-исполнителем постановлением от 29.12.2008 возбуждено исполнительное производство N 19/12/29719/3/2008 о взыскании с Общества задолженности по уплате налогов (сборов) и пени в размере 2 446 343 руб. 86 коп. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок исполнительный документ заявителем не исполнен, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 19.01.2009 о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 171 244 руб. 07 коп. (7% процентов от подлежащей взысканию суммы).
Постановлением от 26.01.2009 судебный пристав-исполнитель внес изменения в постановление от 19.01.2009 о взыскании исполнительского сбора, указав, что поскольку Общество в добровольном порядке погасило долг в сумме 1 200 000 руб., то с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 87 244 руб. 07 коп. (7% от подлежащей взысканию оставшейся суммы долга).
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества и зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 112 названного закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 приведенной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, сумма долга не была погашена, в связи с чем оснований для освобождения Общества от уплаты исполнительского сбора нет.
Вместе с тем, суды учли, что Общество не уклонялось от исполнения исполнительного документа, принимало активные меры к обеспечению выполнения его требований. Судами также учтено отсутствие у Общества денежных средств, необходимых для погашения задолженности, его сложное финансовое положение, степень его вины. На основании этого судами сделан вывод о необходимости снижения размера взысканного с Общества исполнительского сбора до 69 795 руб. 26 коп.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы жалобы об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя незаконным в части.
Как следует из положений части 9 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу N А13-1134/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Грязовецкому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Тиховой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.