Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2009 г. N А05-14830/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Коробова К.Ю. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 08.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного учреждения "Государственный архив Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.04.2009 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 (судьи Рогатенко Л.Н., Матеров Н.В., Моисеева И.Н.) по делу N А05-14830/2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Северолес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском об обязании областного государственного учреждения "Государственный архив Архангельской области" (далее - Архив) принять на хранение архивные документы по личному составу ликвидированных предприятий лесной промышленности за период с 1929 года по 1990 год, которые находятся на хранении у Общества (согласно представленным описям).
К участию в деле в качестве ответчиков на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены администрация муниципального образования "Город Архангельск" - мэрия города Архангельска (далее - Администрация) и муниципальное учреждение "Хозяйственная служба мэрии" (далее - Муниципальное учреждение).
Решением суда первой инстанции от 22.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2009, исковые требования в отношении Архива удовлетворены. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Архив просит отменить решение от 22.04.2009 и постановление от 15.07.2009 и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на следующее: перечисленные в иске документы по личному составу не относятся к Архивному фонду Российской Федерации, так как не прошли экспертизу ценности, не поставлены на государственный учет и не включены в список фондов постоянного хранения; в силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) документы по личному составу подлежат передаче в муниципальный архив; Обществу, принявшему на себя обязательства по учету и хранению документов по личному составу ликвидированных предприятий, необходимо внести изменения в учредительные документы, предусматривающие выдачу справок для пенсионного обеспечения граждан, работавших в ликвидированных предприятиях.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Общество, Архив, Администрация и Муниципальное учреждение о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства лесной промышленности СССР от 18.10.1990 N 255 организован концерн "Северолес" (далее - Концерн) и ликвидировано производственное объединение "Архангельсклеспром".
При организации Концерна ему переданы документы ранее действовавших на территории Архангельской области предприятий лесопромышленного комплекса. Концерном создан архив, который обеспечивал хранение и учет данных документов. Деятельность архива регулировалась утвержденным в 1992 году положением.
В соответствии с пунктом 9 указанного положения на Концерн возложена обязанность ежегодно высылать в областной госархив паспорт архива согласно установленной форме, а также карточки фондов и сведения об изменениях в составе и объеме фондов.
На основании совместного решения Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области и предприятий, входивших в состав Концерна, последний 15.10.1992 преобразован в Общество, которое является его правопреемником. Архив Концерна передан Обществу.
Согласно спискам фондов в архиве Общества находятся на хранении документы по личному составу ликвидированных предприятий лесной промышленности за период с 1929 года по 1990 год.
Обществом и Архивом 29.01.2003 и 28.04.2007 заключены договоры о взаимоотношениях и сотрудничестве в области архивного дела, в соответствии с которыми на Общество возложена обязанность по обеспечению сохранности, по учету и комплектованию документов Архивного фонда Российской Федерации, по представлению на утверждение в Архив описи дел постоянного хранения и на согласование - описи дел по личному составу.
Общество 13.10.2008 обратилось в Архив с просьбой о передаче ему на хранение указанных выше фондов. Причиной обращения послужили отказы органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в пересчете пенсий на основании справок Общества, выданных бывшим работникам ликвидированных государственных предприятий: Общество хранит документы означенных предприятий, не будучи их правопреемником.
Отказ Архива принять у Общества указанные выше документы послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования к Архиву обоснованными по праву, и удовлетворили их.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Согласно статье 4 Закона Архангельской области от 09.12.2005 N 135-8-ОЗ "Об архивном деле в Архангельской области" к собственности Архангельской области относятся архивные документы государственных органов и организаций Архангельской области.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что предприятия, спорные документы которых находятся на хранении у Общества, являлись государственными, были ликвидированы до 1990 года и правопреемники у них отсутствуют.
Учитывая изложенные выше нормы права, оценив материалы дела в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу - удовлетворить настоящий иск, возложить на Архив обязанность по принятию на хранение рассматриваемых документов Общества.
Довод подателя жалобы о том, что спорные документы подлежат передаче в соответствующий муниципальный архив, несостоятелен в связи со следующим.
Архивный отдел Муниципального учреждения, как следует из положения о нем, хранит документы по личному составу представительного органа местного самоуправления, ликвидированных структурных подразделений мэрии, муниципальных учреждений и унитарных предприятий. Ссылка Архива на то, что Общество фактически приняло на себя обязательства по хранению документов ликвидированных предприятий, является безосновательной, поскольку не подтверждается материалами дела.
Обстоятельств, препятствующих передаче в Архив на хранение документов с временным сроком хранения, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.04.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N А05-14830/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу областного государственного учреждения "Государственный архив Архангельской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.