Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2009 г. N А05-3350/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Константинова П.Ю.,
при участии от Управления Громовой Л.А. (доверенность от 22.12.2008 N 55),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2009 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-3350/2009,
установил:
Индивидуальный предприниматель Александров Николай Ильич (свидетельство о государственной регистрации от 07.06.2004 серии 29 N 000826687) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора от 30.09.2008 N 470 аренды лесного участка; обязании Управления произвести государственную регистрацию права аренды по указанному договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент).
Решением от 05.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Как указывает податель жалобы, при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено несоответствие предмета договора аренды от 30.09.2008 N 470 (лесной участок площадью 2 295 га) предмету протокола о результатах лесного конкурса от 21.12.2006 N 13 (участок лесного фонда площадью 2 146 га); подписание договора от 30.09.2008 N 470 не связано с переоформлением ранее существовавших арендных отношений, однако доказательства проведения аукциона в порядке статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) представлены не были; вывод суда об изменении правил учета лесных участков не основан на нормах законодательства; суд сделал вывод о незаконности оспариваемого отказа Управления на основании документов, которые на государственную регистрацию не представлялись.
Александров Н.И. в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что лесной конкурс проведен 21.12.2006 в соответствии с действовавшим в тот период законодательством и положения Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) на данные правоотношения не распространяются; на основании протокола от 21.12.2006 N 13 о результатах лесного конкурса выполнены работы по постановке лесного участка на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями вступившего в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации; изменение некоторых сведений в договоре аренды от 30.09.2008 N 470 по сравнению с протоколом от 21.12.2006 N 13 о результатах конкурса связано с приведением договора в соответствие с требованиями нового лесного законодательства.
Департамент в отзыве на жалобу также просит оставить ее без удовлетворения, а судебные акты - без изменения, полностью соглашаясь с выводами суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Александров Н.И. и Департамент о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, предприниматель лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом заявлений Александрова Н.И. и Департамента о рассмотрении дела в отсутствие их (либо их представителей) не может служить препятствием для рассмотрения дела в данном судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент и Александров Н.И., признанный конкурсной комиссией победителем лесного конкурса, подписали протокол от 21.12.2006 N 13 о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда общей площадью 2 146 га, находящихся в кварталах NN 30-33, 39-44 Каргопольского сельского лесхоза, леса бывшего совхоза "Штурм", для заготовки древесины по главному пользованию сроком на 12 лет. Согласно названному протоколу областному государственному учреждению "Архангельсксельлес" поручено в пятидневный срок подготовить договор аренды.
На основании указанного протокола от 21.12.2006 N 13 Департамент и предприниматель Александров Н.И. подписали договор от 30.09.2008 N 470 аренды лесного участка общей площадью 2 295 га с кадастровым номером 29:05:091701:29, находящегося на землях лесного фонда в Ухотском участковом лесничестве Каргопольского лесничества, кварталы NN 30-33, 39-44, леса бывшего совхоза "Штурм", для заготовки древесины в объемах, определенных приложением N 3, сроком по 29.09.2020. Согласно пункту 1.2 договора схема расположения лесного участка, его границы и характеристика приведены в приложениях NN 1, 2 к договору, являющихся неотъемлемой частью договора (границы лесного участка определены на карте (плане) лесного участка, характеристика приведена по материалам лесоустройства 1989 года).
В декабре 2008 года Александров Н.И. обратился в Управление за государственной регистрацией договора.
Уведомлением от 04.02.2009 Управление со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка по тем мотивам, что не совпадают предмет договора от 30.09.2008 N 470 и протокола о результатах лесного конкурса от 21.12.2006 N 13 (лесной участок площадью 2 295 га и участок лесного фонда площадью 2 146 га соответственно); протокол от 21.12.2006 на момент заключения договора от 30.09.2008 N 470 утратил силу, а доказательства заключения договора в порядке, предусмотренном статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), не представлены.
Предприниматель Александров Н.И., считая данный отказ регистрирующего органа незаконным, поскольку подписанный сторонами протокол от 21.12.2006 N 13 о результатах лесного конкурса имеет силу договора, на который требования Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007 и не имеющего обратной силы, не распространяются, а договор от 30.09.2008 N 470 подписан в результате переоформления ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
В силу статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На момент проведения лесного конкурса и подписания Департаментом и предпринимателем Александровым Н.И. протокола от 21.12.2006 N 13 отношения по предоставлению участков лесного фонда в аренду регулировались Лесным кодексом Российской Федерации (1997 года), согласно статьям 34, 35 которого участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкурсов; лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывали протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключался договор аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 36 Порядка организации и проведения лесных конкурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 N 103 во исполнение статьи 35 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), договор аренды участков лесного фонда по итогам конкурса должен быть подписан победителем лесного конкурса и уполномоченным органом в течение двадцати дней или иного указанного в уведомлении срока после завершения лесного конкурса и оформления протокола о результатах лесного конкурса.
В силу статей 6, 9 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), действовавшего на момент проведения лесного конкурса, к участкам лесного фонда как объектам лесных отношений относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
С 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации (2006 года), согласно статье 7 которого лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Таким образом, после подписания протокола от 21.12.2006 N 13 и до окончания срока, в течение которого стороны обязаны были подписать договор аренды участков лесного фонда по итогам лесного конкурса, в связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации (1997 года) утратил силу и был введен в действие с 01.01.2007 Лесной кодекс Российской Федерации (2006 года), изменилось содержание понятия объекта лесных отношений, поэтому договор аренды не мог быть заключен в отношении объекта, не предусмотренного действующим на момент заключения договора законодательством.
На основании протокола от 21.12.2006 N 13 о результатах лесного конкурса землеустроительной организацией в соответствии с требованиями вступившего в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) проведены работы по составлению проекта границ лесного участка и формированию пакета документов для постановки лесного участка на государственный кадастровый учет. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области от 30.06.2008 N 911-р утвержден проект границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности (категория земель - земли лесного фонда), расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество, кварталы NN 30-33, 39-44, леса бывшего совхоза "Штурм", площадью 2 295 га для заготовки древесины.
По пояснениям землеустроительной организации, расхождение в площадях участка лесного фонда, определенного протоколом от 21.12.2006 N 13, и вновь сформированного лесного участка произошло из-за прибавки вкрапленных участков нелесных земель (болот, рек, дорог и т.д.), которые ранее не учитывались при описании участков лесного фонда, входивших в состав сельских лесов. При этом границы участков идентичны.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено приведение договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (2006 года) путем их переоформления на договор аренды лесного участка. В то же время ни из Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), ни из названного Федерального закона не следует, что с 01.01.2007 утрачивают силу и аннулируются результаты лесных конкурсов, проведенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При таких обстоятельствах следует признать, что представленный предпринимателем договор аренды от 30.09.2008 N 470 соответствовал действовавшему на момент его заключения законодательству как по форме и содержанию, так и по способу заключения, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации данного договора.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитал оспариваемый отказ Управления незаконным и удовлетворил требования Александрова Н.И.
В кассационной жалобе не содержится доводов, подтверждающих наличие установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов судом кассационной инстанции, в связи с чем обжалуемые решение и постановление должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А05-3350/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании протокола от 21.12.2006 N 13 о результатах лесного конкурса землеустроительной организацией в соответствии с требованиями вступившего в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) проведены работы по составлению проекта границ лесного участка и формированию пакета документов для постановки лесного участка на государственный кадастровый учет. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области от 30.06.2008 N 911-р утвержден проект границ земельного участка, находящегося в федеральной собственности (категория земель - земли лесного фонда), расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, Каргопольское лесничество, Ухотское участковое лесничество, кварталы NN 30-33, 39-44, леса бывшего совхоза "Штурм", площадью 2 295 га для заготовки древесины.
...
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено приведение договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (2006 года) путем их переоформления на договор аренды лесного участка. В то же время ни из Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года), ни из названного Федерального закона не следует, что с 01.01.2007 утрачивают силу и аннулируются результаты лесных конкурсов, проведенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2009 г. N А05-3350/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-199/10
14.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-3350/2009
09.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2964/2009
05.05.2009 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3350/09