09 июля 2009 г. |
г. Вологда Дело N А05-3350/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от предпринимателя Александрова Николая Ильича его представителя Наджимова Е.Г. по доверенности от 14.04.2009, от Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чирковой Т.Ю. по доверенности от 22.12.2008 N 56,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 мая 2009 года по делу N А05-3350/2009 (судья Бабичев О.П.),
установил
предприниматель Александров Николай Ильич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление, УФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.09.2008 N 470, выраженного в сообщении от 04.02.2009 N 10/005/2008-289, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права аренды по этому договору.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного комплекса Архангельской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2009 по делу N А05-3350/2009 требования Александрова Н.И. удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Считает, что предмет договора аренды не соответствует предмету лесного конкурса; способ приобретения в аренду нелесных земель путем проведения лесоустроительных работ не предусмотрен действующим законодательством; при проведении экспертизы УФРС не располагало теми документами, на основании которых суд сделал вывод о возможности государственной регистрации договора аренды.
Предприниматель и департамент в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Департамент представителей в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и УФРС, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 21.12.2006 департамент провел лесной конкурс на право заключения договора аренды участков лесного фонда общей площадью 2146 га, расположенных в кварталах 30 - 33, 39 - 44 Каргопольского сельского лесхоза, леса бывшего совхоза "Штурм"; по результатам которого между ним и победителем конкурса Александровым Н.И. подписан протокол N 13.
Впоследствии проведены работы по формированию лесного участка в названных границах; сформирован лесной участок общей площадью 2295 га, которому присвоен кадастровый номер 29:05:091701:29.
Этот лесной участок передан департаментом (далее - арендодатель) предпринимателю (далее - арендатор) в аренду по договору от 30.09.2008 N 470 на срок по 29.09.2020.
В пункте 1.1 договора от 30.09.2008 N 470 зафиксировано, что лесной участок предоставляется в аренду на основании протокола о результатах лесного конкурса от 21.12.2006 N 13.
Согласно пункту 8.2 названный договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Александров Н.И. 15.12.2008 обратился в УФРС с заявлением о государственной регистрации договора от 30.09.2008 N 470.
Управление сообщением от 04.02.2009 N 14-14/049 со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказало предпринимателю в регистрации названного договора, поскольку на государственную регистрацию представлены документы, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Александров Н.И. посчитал данный отказ необоснованным и обратился в арбитражный суд.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года) предусмотрено, в том числе, что участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда (статья 35 ЛК РФ 1997 года).
По мнению УФРС, поскольку площадь участка лесного фонда (2146 га), которая на основании протокола о результатах лесного конкурса от 21.12.2006 N 13 подлежала передаче предпринимателю в аренду, меньше площади лесного участка (2295 га), переданного ему в аренду на основании договора от 30.09.2008 N 470, предмет договора аренды не соответствует предмету лесного конкурса, что является нарушением пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - ЛК РФ 2006 года).
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ 1997 года к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
В свою очередь на основании пункта 7.8.3 раздела 7.8 главы 7 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 (действовавшей, в период проведения конкурса), в состав лесного фонда сельскохозяйственных формирований включаются только лесные земли.
Поэтому по результатам лесного конкурса от 21.12.2006 N 13 из земель бывшего совхоза "Штурм" предпринимателю предоставлены в аренду только лесные земли площадью 2146 га.
На основании пункта 33 Порядка организации и проведения лесных конкурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 N 103, протокол о результатах лесного конкурса имеет силу договора.
С 01.01.2007 введен в действие ЛК РФ 2006 года.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с названным Кодексом до 01.01.2009.
Статьей 7 ЛК РФ 2006 года предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 (общие положения о проведении лесоустройства), 69 (проектирование лесных участков) и 92 (государственный кадастровый учет лесных участков) этого Кодекса.
В связи с этим предпринимателем и департаментом проведены работы по формированию лесного участка в границах участков лесного фонда, расположенных в кварталах 30 - 33, 39 - 44 Каргопольского сельского лесхоза, леса бывшего совхоза "Штурм"; сформирован лесной участок общей площадью 2295 га, кадастровый номер 29:05:091701:29.
С учетом действующего законодательства в площадь лесного участка правомерно включены как лесные (2146 га), так и нелесные земли (149 га).
Внешние границы лесного участка, указанного в договоре от 30.09.2008 N 470, соответствуют внешним границам участка лесного фонда, выставленного на лесной конкурс 21.12.2006.
Таким образом, объектом конкурса и договора аренды является один тот же участок.
По мнению управления, суду первой инстанции следовало оценить законность вынесенного решения только в рамках тех документов, которые представлены на государственную регистрацию прав, и по которым проводилась правовая экспертиза, однако решение суда основано на дополнительных документах, представленных в процессе рассмотрения дела, - кадастровом паспорте земельного участка, проекте границ лестного участка.
Данный довод несостоятелен, поскольку дополнительные документы не имеют принципиального значения, на государственную регистрацию представлено достаточно доказательств, чтобы разобраться в том, что нарушения действующего законодательства отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина по апелляционной жалобе управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 мая 2009 года по делу N А05-3350/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3350/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Александров Николай Ильич
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-199/10
14.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-3350/2009
09.07.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2964/2009
05.05.2009 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3350/09