Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2009 г. N А05-4872/2009
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 г. N 14АП-3708/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Коняевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Переработка" Дегтева А.Ю. (доверенность от 24.04.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2009 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-4872/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент), выразившегося в непроведении в установленный срок государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Решением от 04.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2009, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным обстоятельствам, просит отменить решение и постановление и удовлетворить заявленное требование.
Податель жалобы ссылается на следующее: по смыслу статей 4, 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) арендаторы до 01.01.2009 осуществляют пользование объектами лесного фонда на основании ранее заключенных договоров; вывод судов об отсутствии у Общества права на составление проектов освоения лесов, а у Департамента - обязанности по проведению экспертизы таких проектов противоречит положениям статей 26, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации; невыполнение Департаментом требований Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 N 125 (далее - Порядок экспертизы проекта), свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества как арендатора участков лесного фонда.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Департамент извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Проверив законность решения от 04.06.2009 и постановления от 06.08.2009, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Обществу на основании договоров от 15.11.2006 N 27 и от 24.10.2005 N 62 предоставлены в аренду участки лесного фонда площадью 22 714 га и 72 464 га соответственно с целью заготовки древесины от рубок главного пользования и проведения лесохозяйственных работ.
Департамент распоряжениями от 07.11.2008 N 488 и от 13.11.2008 N 143 принял по заявлениям Общества решение о переоформлении названных договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков в порядке, предусмотренном Вводным законом.
Общество, ссылаясь на статью 89 Лесного кодекса Российской Федерации, направило 26.12.2008 в адрес Департамента заявление N 77В о принятии декларации об использовании лесов, приложив проекты освоения лесов, для проведения государственной экспертизы разработанных проектов.
Поскольку Департамент экспертизу не произвел, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд, считая бездействие Департамента противоречащим нормам лесного законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о том, что у Департамента отсутствовала обязанность проведения государственной экспертизы представленных Обществом проектов освоения лесов, поскольку Общество не представило зарегистрированные в установленном законом порядке договоры аренды лесных участков необходимые для проведения такой экспертизы, в соответствии с перечнем, определенным пунктом 5 Порядка экспертизы проекта.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Согласно пункту 1 статьи 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Для приведения таких договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений об их переоформлении на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Согласно статье 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статьей 26 данного Закона предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что переоформленные договоры аренды лесных участков государственную регистрацию в установленном порядке не прошли.
В статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 того же Кодекса предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 7 Порядка экспертизы проекта лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. В заявлении указываются в том числе дата, номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
Таким образом, требование о проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, которые разрабатываются в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2007, касается арендаторов, осуществляющих лесопользование на основании договоров, заключенных в соответствии с положениями названного Кодекса, а также переоформленных в соответствии с ними.
Суды сделали правильный вывод, что законом не предусмотрены необходимость составления проектов освоения леса, разработанных в соответствии с ранее заключенными и не переоформленными договорами аренды, а также обязанность проведения Департаментом экспертизы в отношении таких проектов.
При таком положении суды обоснованно признали, что Департамент не допустил незаконного бездействия и не нарушил законных прав и интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.06.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А05-4872/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Е.В. Коняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.