Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 6 августа 2009 г. N 14АП-3708/2009
г. Вологда |
|
06 августа 2009 г. |
Дело N А05-4872/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Переработка" Дегтева А.Ю. по доверенности от 06.11.2002 N 53, от департамента лесного комплекса Архангельской области Титова Ф.В. по доверенности от 13.07.2009 N 02-10-17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2009 года по делу N А05-4872/20099 (судья Бабичев О.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Переработка" (далее - общество, ООО "Переработка") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к департаменту лесного комплекса Архангельской области (далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении в установленный срок действий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2009 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Переработка" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, считая незаконным. Полагает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии обязанности у департамента по проведению экспертизы представленных обществом проектов освоения лесов не соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела. Общество также считает, что вывод суда первой инстанции о невозможности рассматривать его в качестве арендатора, в связи с чем общество не должно было разрабатывать проекты освоения лесов, а у департамента не возникла обязанность по осуществлению действий по проведению их государственной экспертизы не основан на законе, а также противоречит обстоятельствам дела. Считает, что бездействие департамента нарушает права и законные интересы ООО "Переработка".
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании считают оспариваемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными. Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между федеральным государственным учреждением "Няндомский лесхоз" (далее - ФГУ "Няндомский лесхоз") и обществом 15.11.2006 заключен договор аренды участков лесного фонда N 27 (далее - договор N 27), согласно которому обществу в аренду переданы участки лесного фонда общей площадью 22 714 га в Няндомском и Мошинском лесничествах ФГУ "Няндомский лесхоз".
24.10.2005 между Федеральным государственным учреждением "Вельский опытно-производственный лесхоз" (далее - ФГУ "Вельский опытно-производственный лесхоз") и обществом заключен договор аренды участков лесного фонда N 62 (далее - договор N 62), в соответствии с которым обществу в аренду переданы участки лесного фонда общей площадью 72 464 га в Пуйском, Вельском, Хозьминском и Пакшеньгском лесничествах ФГУ "Вельский опытно-производственный лесхоз".
Распоряжениями департамента от 07.11.2008 N 488 и от 13.11.2008 N 143 приняты решения о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 15.11.2006 N 27 и от 24.10.2005 N 62 на договоры аренды лесных участков.
Общество в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) 29.12.2008 направило в департамент проекты освоения лесов для проведения государственной экспертизы этих проектов, однако департамент указанную экспертизу не произвел.
Общество обжаловало в судебном порядке бездействие департамента, выразившегося в несовершении в установленный срок действий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2004 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) до 1 января 2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с указанным Кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка указанный Порядок разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 2 Порядка установлено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование (пункт 3 Порядка).
Постановлением администрации Архангельской области от 27.12.2006 N 57-па утверждено Положение о департаменте лесного комплекса Архангельской области.
Из пункта 1 указанного Положения следует, что департамент лесного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в области лесных отношений.
В пункте 8 названного Положения о департаменте лесного комплекса Архангельской области определены полномочия департамента, к которым относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
На основании пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Департаментом изданы распоряжения от 07.11.2008 N 488 и от 13.11.2008 N 143, которыми решено переоформить договоры аренды участков лесного фонда N 27 и N 62 на договоры аренды соответствующих лесных участков
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 указанного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 N 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Согласно пункту 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - лесопользователи), для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. В этом заявлении в том числе должны быть указаны дата, номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Из пунктов 6, 7 и 12 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов следует, что представленные лесопользователями материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение 3 дней с даты регистрации проверяют их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются лесопользователю.
Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней после утверждения заключения экспертизы направляют его лесопользователю.
На основании статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 93 ЛК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказало обществу в государственной регистрации договора аренды лесного участка общей площадью 72 464 га, расположенного в Пуйском, Вельском, Хозьминском и Пакшеньгском лесничествах, направив сообщение от 15.04.2009 N 02/002/2009-277 об отказе в государственной регистрации.
В обоснование отказа в государственной регистрации договора аренды управление указало на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 122-ФЗ не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, и, следовательно, такие документы не могут являться основанием для государственной регистрации.
Представитель общества в судебном заседании указал, что общество со своей стороны предприняло действия по переоформлению договоров и представило департаменту их проекты, однако до настоящего времени не урегулированы разногласия, возникшие в связи с заключением указанных договоров. При этом договор аренды лесного участка общей площадью 72 464 га был представлен обществом в управление с неподписанным протоколом разногласий, договор аренды лесного участка общей площадью 22 714 га для государственной регистрации в управление обществом не представлялся. В этой связи в департамент с проектом освоения лесов были представлены договоры аренды участков лесного фонда N 27 и N 62. Представитель департамента подтвердил указанные обстоятельства.
Таким образом, заявителем при подаче заявления с приложением проекта освоения лесов не были указаны все необходимые данные, а именно дата, номер регистрации договора аренды лесных участков, поскольку фактически договоры аренды лесных участков отсутствовали, то есть представленные обществом документы были некомплектными.
Кроме того, представитель общества считает, что департамент был обязан возвратить обществу представленные последним для проведения экспертизы документы в связи с их некомплектностью.
Однако в данном случае обществом оспаривается бездействие департамента, выразившееся в несовершении в установленный срок действий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, а не бездействие, выразившееся в невозвращении обществу представленных им для проведения экспертизы освоения лесов документов как некомплектных.
Суд апелляционной инстанции также не принимает довод подателя жалобы о том, что он является арендатором соответствующих лесных участков при отсутствии заключенных и прошедших в установленном порядке государственную регистрацию договоров аренды лесных участков.
Исходя из смысла положений пункта 1 статьи 88 ЛК РФ, Порядка и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка.
Судом установлено, что проекты договоров аренды лесных участков, переоформленные на основании распоряжений департамента от 07.1.2008 N 488 и от 13.11.2008 N 143, не подписаны сторонами и не прошли в установленном порядке государственную регистрацию в органах Федеральной регистрационной службы, следовательно, считать указанные договоры заключенными нельзя.
Таким образом, у общества не было оснований для составления проектов освоения лесов и предоставления его для проведения государственной экспертизы, поскольку право аренды лесных участков не зарегистрировано.
Следовательно, у департамента отсутствовала обязанность осуществления действий по проведению государственной экспертизы представленных обществом проектов освоения лесов.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2009 года по делу N А05-4872/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Переработка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4872/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Переработка"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Архангельской области