Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2009 г. N А42-6965/2008
См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2009 г. N 13АП-7642/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 29.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2009 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 (судьи Барканова Я.В., Мельникова Н.А., Тимухина И.А.) по делу N А42-6965/2008,
установил:
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области (далее - Территориальное управление) от 16.10.2007 N 550 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Мурманское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства", в собственность муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территорией" и от 17.12.2007 N 626 "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 16.10.2007 N 550".
Судом первой инстанции произведена замена Территориального управления на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области (далее - Агентство), а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - Учреждение).
Решением от 30.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2009, заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты без учета прав и законных интересов граждан, которые приватизировали определенные квартиры в жилых домах, передаваемых в муниципальную собственность, к которой относится только муниципальный жилой фонд социального назначения; отказ в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд нарушает право заявителя на судебную защиту.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления от 16.10.2007 N 550 прекращено право оперативного управления Учреждения относящимся к федеральной собственности имуществом, указанным в приложении к настоящему распоряжению (пункт 1), данное имущество передано в собственность муниципального образования город Кандалакша с подведомственной территорией (пункт 2).
Распоряжением от 17.12.2007 N 626 внесены изменения в распоряжение N 550 в части изменения наименования "муниципальное образование город Кандалакша с подведомственной территорией" на "муниципальное образование городское поселение Кандалакша города Кандалакша с подведомственной территорией".
Передаче в собственность муниципального образования подлежали жилые дома с N 1 по N 6 и воздушная ЛЭП до ТП протяженностью 0,21364 км, расположенные по адресу: Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Рыбоводная.
Распоряжение N 550 принято на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), с учетом согласия Федерального агентства по рыболовству и Учреждения.
В соответствии с пунктом 4 названного распоряжения Территориальное управление предложило Администрации представить на утверждение подписанный акт приема-передачи спорного имущества в течение трех недель с момента получения последнего.
Поскольку со стороны Администрации акт приема-передачи не был подписан, Территориальное управление в одностороннем порядке 15.02.2008 утвердило акт приема-передачи имущества на основании пункта 5 распоряжения N 550.
Ссылаясь на отсутствие согласия принять в собственность жилые дома и ЛЭП, на неправомерность передачи жилого фонда в муниципальную собственность, а также на передачу спорных объектов без передачи соответствующих сетей и расположенного под ними земельного участка, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено, что на дату издания оспариваемых распоряжений спорное имущество было учтено в реестре федерального имущества с реестровым номером 05100282, находилось в оперативном управлении Учреждения (свидетельства о государственной регистрации права от 23.07.2007, от 27.07.2007, листы дела 94-100, том 1) и подлежит передаче в муниципальную собственность в силу закона. Суд отказал в восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования распоряжений, не установив уважительности причины его пропуска, в связи с этим отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Данная норма согласуется с положениями пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
Согласно названному пункту объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением 3 к постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании статьи 50 названного Закона жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно передаваться в муниципальную собственность поселений.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принять жилые дома как имущественные комплексы в составе имущества, которое относилось к федеральной собственности и подлежит передаче в муниципальную собственность для последующего их обслуживания и содержания муниципальным образованием, предусмотрена законодательством.
В то же время предметом передачи в муниципальную собственность не могут являться квартиры либо жилые дома как объекты недвижимости, принадлежащие гражданам на праве собственности, на что ссылается податель жалобы.
Данное обстоятельство следует учитывать для фактической передачи объектов и оформления прав на них.
Обжалуемые судебные акты не влияют на права собственников квартир в спорных жилых домах, поскольку о юридической судьбе этих объектов недвижимости выводов не содержат.
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ заявленные Администрацией обстоятельства и представленные доказательства, обоснованно признали причину пропуска заявителем трехмесячного срока для обжалования ненормативных актов (обращение в прокуратуру, государственную жилищную инспекцию, проведение рабочей встречи) неуважительной и отказали в восстановлении пропущенного процессуального срока.
Оснований для переоценки судом кассационной инстанции выводов суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии уважительности причин пропуска данного срока не имеется. Как следует из материалов дела, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд в ноябре 2008 года, а о принятии оспариваемых распоряжений ей стало известно в январе 2008 года, на что указывает Администрация в ходатайстве о восстановлении срока.
Следовательно, Администрация пропустила установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжений, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Администрации о нарушении ее права на судебную защиту отказом в восстановлении срока не могут быть приняты во внимание.
При изложенных обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права, каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А42-6965/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района - без удовлетворения.
Возвратить администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.