Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 ноября 2009 г. N А56-6803/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Гулевского Ю.А. (доверенность от 19.01.2009 N 38/01-06), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Гареева Р.Х. (доверенность от 11.02.2009 N 46), Рябова С.А. (доверенность от 18.02.2009 N 48),
рассмотрев 02.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Всеволожск" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2009 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-6803/2009,
установил:
Администрация муниципального образования "Город Всеволожск" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - управление, УФАС) от 14.01.2009 по делу о нарушении законодательства о размещении заказов N 02-03-РЗ/09.
Определением от 19.02.2009 суд привлек к участию в деле в качестве лиц, имеющих юридический интерес в исходе дела, общество с ограниченной ответственностью "Аквалин" и открытое акционерное общество "Всеволожские тепловые сети".
Решением суда от 16.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2009, суд отказал администрации в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права - положений статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Податель жалобы полагает, что рассматриваемый аукцион проведен в полном соответствии с требованиями статьи 37 Закона. Оснований для снижения шага аукциона на 0,5 процента от начальной цены не имелось, а правила части 5.2 статьи 37 Закона при проведении аукциона не нарушены. Администрация считает ошибочными выводы судов о нарушении порядка проведения аукциона в связи с неправильным толкованием ими норм, устанавливающих шаг аукциона (часть 5 статьи 37 Закона) и основания его окончания (пункт 5 части 5.2 статьи 37 Закона).
Представители ООО "Аквалин" и ОАО "Всеволожские тепловые сети", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, а представители управления отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судами установлено, что администрация как заказчик опубликовала на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию объектов ливневой канализации города Всеволожска на 2009 год, согласно техническому заданию, установив дату (29.12.2008) и время (15 час. 00 мин.) проведения аукциона, а также начальную (максимальную) цену контракта - 9 000 000 руб. (том дела I, лист 32).
В соответствии с пунктом 4.3.2 документации об аукционе аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". Вместе с тем согласно пункту 4.3.4 документации об аукционе "шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной цены контракта, но не ниже 0,5 процента начальной цены контракта (том дела I, лист 44).
К участию в аукционе допущены ОАО "Всеволожские тепловые сети", ООО "Аквалин", ООО "Колпин-водстрой", ЗАО "Проектное Агентство" и ОАО "Водотеплоснаб" (протокол от 25.12.2008 N 1/179; том дела I, листы 12 - 13).
При проведении аукциона аукционист пять раз понижал цену контракта с шагом пять процентов (приложение N 3 к протоколу аукциона N 2/180; том дела I, лист 28). На шестом шаге после троекратного объявления цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", ввиду отсутствия предложений от участников аукциона, аукционист объявил об окончании проведения аукциона и признал победителем аукциона ОАО "Всеволожские тепловые сети" (протокол аукциона N 2/180 и отчет о проведении аукциона N 2/180; том дела I, листы 14 -15, 26 - 27).
Посчитав, что при проведении аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта произведено заказчиком с нарушением требований Закона, ООО "Аквалин" направило в УФАС жалобу от 30.12.2008. В обоснование жалобы общество указало, что после троекратного объявления цены контракта, неоднократно сниженной согласно "шагу аукциона", и в связи с непоступлением предложений от участников аукциона заказчик не снизил "шаг аукциона" на 0,5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а завершил аукцион, признав победителем ОАО "Всеволожские тепловые сети".
Решением от 14.01.2009 по делу N 02-03-РЗ/09 (том дела I; листы 8 - 11) управление признало жалобу ООО "Аквалин" обоснованной (пункт 1); наличие со стороны заказчика и единой комиссии нарушения части 5 статьи 37 Закона, выразившегося в нарушении порядка проведения аукциона: "в не снижении "шага аукциона" на 0,5 процента" (пункт 2). Соответствующее предписание антимонопольным органом не выдано, поскольку муниципальный контракт заключен (пункт 3).
Не согласившись с этим решением, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций отказали администрации в удовлетворении заявления, исходя из систематического толкования положений статьи 37 Закона.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), правилу части 4 статьи 200 АПК РФ.
Торги в форме аукциона являются одним из способов размещения государственного (муниципального) заказа (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона).
Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона (часть 1 статьи 32 Закона).
Порядок проведения такого аукциона закреплен в статье 37 Закона.
Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона" (часть 4 статьи 37 Закона).
Как указано в части 5 статьи 37 Закона, "шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Вместе с тем последовательность действий при проведении аукциона регламентирована и частью 5.2 статьи 37 Закона.
Аукцион проводится в следующем порядке:
1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки (далее - карточки);
2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета контракта, начальной (максимальной) цены контракта (лота), в случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 5.2 Закона, общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной цены единицы услуги (в целях настоящей части далее - начальная (максимальная) цена контракта), "шага аукциона", наименований участников аукциона, которые не явились на аукцион, наличия учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов в случае, если в документации об аукционе предусмотрены преимущества для таких участников аукциона, аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта;
3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном частью 5 статьи 5.2 Закона, поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене;
4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном частью 5 статьи 37 Закона, и "шаг аукциона", в соответствии с которым снижается цена;
5) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.
Оценив приведенные нормативные положения в их системном единстве и взаимной связи, суды правильно истолковали предусмотренный Законом порядок проведения аукциона как имеющий целью относительно скоро, поэтапно и корректно (в интересах эффективного использования средств от источников финансирования, принципа экономичного их расходования) достичь минимальной цены контракта с учетом интересов всех участников процесса размещения заказа.
Суды правомерно признали, что такой порядок императивно предусматривает обязательность снижения "шага аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта в случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта.
По смыслу частей 4, 5 и 5.2 статьи 37 Закона аукцион продолжается путем снижения цены до тех пор, пока "шаг аукциона" не снизится до 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта и ни от кого из участников аукциона не поступят новые предложения. Только тогда аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта. Тем самым достигается максимальная эффективность аукционной процедуры (посредством стремления к разумному предельному минимальному ценовому параметру).
По настоящему делу суды обоснованно указали, что поскольку в рассматриваемом случае ни один из участников размещения заказа не поднял карточки после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта, уменьшенной на 5 процентов начальной цены контракта, то аукционист обязан был снизить "шаг аукциона" до 4,5 процентов начальной цены контракта, а не завершать процедуру проведения аукциона и определять его победителя.
Таким образом, в данном случае имело место установленное управлением нарушение Закона: несоблюдение порядка проведения аукциона, необоснованное исключение последней значимой стадии аукционной процедуры и, как следствие, неправомерное определение победителя аукциона.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и подлежат отклонению.
Процессуальные основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 по делу N А56-6803/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Всеволожск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.