Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2009 г. N А56-7097/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О.,
при участии от Кингисеппской таможни Алексеева О.Е. (доверенность от 01.12.2008 N 23), от общества с ограниченной ответственностью "ПГ "Фосфорит" Большакова А.В. (доверенность от 21.01.2009 N 11/2-14),
рассмотрев 16.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 (судьи Шульга Л.А., Лопато И.Б., Фокина Е.А.,) по делу N А56-7097/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПГ "Фосфорит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом частичного изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Кингисеппской таможни (далее - Таможня), выразившихся в отказе зачесть в счет будущих таможенных платежей 5 350 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление по полным периодическим декларациям.
Решением суда от 12.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2009, заявление Общество удовлетворено, оспариваемые действия Таможни признаны незаконными.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение от 12.05.2009 и постановление от 25.08.2009, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. По мнению таможенного органа, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2006 - 2008 годах Общество как отправитель и декларант подало в Таможню таможенные декларации с целью оформления экспортируемых им товаров.
При декларировании товаров оформлены 58 временных периодических деклараций (далее - ВПД). Таможней не оспаривается, что до вывоза товаров Общество внесло на депозит таможенного органа авансовые платежи, из которых за оформление указанных ВПД списано 5 350 000 руб. таможенных сборов.
Обществом в отношении указанных товаров подано 58 полных периодических деклараций (далее - ППД).
Таможня также не оспаривает, что списала 5 350 000 руб. таможенных сборов из авансовых платежей Общества за подачу ППД.
Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 30.09.2008 N 20-6118 и N 20-6117 о зачете денежных средств в счет будущих таможенных платежей (том 2, листы 112 - 116), в котором просило зачесть излишне уплаченные по ППД таможенные сборы в размере 5 350 000 руб.
Таможня в письме от 11.12.2008 N 05-25/11732 отказала Обществу в зачете (том 2, лист 111).
Общество оспорило действия таможенного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив фактические обстоятельства дела и согласившись с доводами заявителя, удовлетворили заявление Общества,.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, и в силу пункта 1 статьи 357.6 ТК РФ они должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Доводы таможенного органа сводятся к иной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 статьи 355 ТК РФ (пункт 8 статьи 355 ТК РФ).
С учетом приведенных норм суды обоснованно признали незаконными оспариваемые действия таможенного органа, выразившиеся в отказе зачесть в счет будущих таможенных платежей 5 350 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление по ППД.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу N А56-7097/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.