Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2009 г. N А05-1513/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Коняевой Е.В.,
при участии от ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" конкурсного управляющего Смирнова О.Г. и Путилина Д.А. (доверенность от 10.08.2009, от ФГУП "Гидрографическое предприятие" Казакова Д.А. (доверенность от 17.11.2009),
рассмотрев 23.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2009 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 (судьи Романова А.В., Писарева О.Г., Федосеева О.А.) по делу N А05-1513/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Судоремонтный завод "Красная Кузница" (далее - ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию (далее - ФГУП "Гидрографическое предприятие") о признании права собственности на строящееся лоцманское судно проекта 16903 "Виктор Комаров".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Архангельск" в лице капитана морского порта Архангельск (далее - ФГУ "Администрация морского порта Архангельск").
Определением суда от 12.03.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Решением суда от 05.06.2009 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.08.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница", ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, судами недостаточно исследован договор от 01.08.2003 N 04-16/22 на строительство лоцмейстерского судна проекта 16903 и неправильно сделан вывод о том, что строящееся судно является федеральной собственностью.
Податель жалобы считает, что пункт 7.2 договора свидетельствует о том, что он как подрядчик обладает исключительным правом собственности на спорное судно в процессе всего строительства и сохраняет право собственности до момента сдачи построенного судна заказчику; свидетельство от 30.12.2004 о государственной регистрации права собственности на строящееся судно ФГУП "Гидрографическое предприятие" недействительно, не является правоустанавливающим документом, поскольку в силу статей 113 и 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарному предприятию имущество не может принадлежать на праве собственности, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП "Гидрографическое предприятие" на спорное судно; на дату регистрации указанного свидетельства спорного судна не существовало как самостоятельного объекта недвижимости, на момент рассмотрения настоящего дела оно является объектом незавершенного строительства.
Податель жалобы указывает, что судами не применены статьи 715 и 729 ГК РФ, не принято во внимание, что договор от 01.08.2003 N 04-16/22 расторгнут.
Податель жалобы считает, что в нарушение статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не учтены обстоятельства, установленные вступившим в законную силу определением арбитражного суда от 24.04.2008 по другому делу (N А05-14539/04-28), имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ФГУП "Гидрографическое предприятие" обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУ "Администрация морского порта Архангельск" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" (подрядчик) и государственным унитарным гидрографическим предприятием Министерства транспорта Российской Федерации (заказчик) заключен договор от 01.08.2003 N 04-16/22 на строительство лоцмейстерского судна проекта 16903, согласно которому подрядчик обязуется построить на своей верфи в городе Архангельске и передать заказчику указанное лоцмейстерское судно.
Пунктом 5.1 договора установлено, что судно должно быть сдано заказчику в порту Архангельск на верфи ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" не позднее 31 мая 2004 года, с учетом возможных изменений даты сдачи судна только по условиям, изложенным в договоре и законе и при выполнении условий графика платежей по приложению N 1. После окончания строительства заказчик должен принять судно без промедления и вывести его с верфи подрядчика в течение 5 дней. Сдача судна оформляется актом приема-передачи.
Согласно пункту 6.1 договора стоимость постройки судна составляет 83 344 690 руб.
Пунктом 7.2 договора установлено, что право собственности на судно у заказчика возникает с момента закладки киля и оформления реестра на вновь строящееся судно (т. 1 л.д.12).
Согласно пункту 7.2 договора (т. 2 л.д. 18) право собственности на судно у заказчика возникает единовременно после окончательной сдачи судна подрядчиком, которая оформляется актом приема-передачи с соответствующими документами.
Дополнительным соглашением от 03.06.2004 N 5, заключенным между этими же сторонами, принято, что в связи с задержкой бюджетного финансирования строительства суда в 2004 году срок окончания строительства переносится на 31.12.2005.
Из свидетельства о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно) от 30.12.2004 серия МФ-VII N 002004, выданного капитаном порта Архангельск, следует, что ФГУП "Гидрографическое предприятие" произведена регистрация права на судно (строящееся судно) "Виктор Комаров" на основании данных, внесенных в Государственный реестр (реестр строящихся судов) Российской Федерации от 30.12.2004 под N 03-21-410; документами, на основании которых зарегистрировано право, являются акт закладки киля от 30.12.2004 и договор от 01.08.2003 N 04-16/22 на строительство лоцмейстерского судна.
ФГУП "Гидрографическое предприятие", ссылаясь на невыполнение ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" обязательств по договору от 01.08.2003 N 04-16/22, направило претензию от 09.03.2006 о взыскании суммы в размере 84 940 196, 19 руб.
Между Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) и ФГУП "Гидрографическое предприятие" (заказчик-застройщик) заключен договор от 02.02.2004 N МФ-3, согласно которому Министерство поручает заказчику-застройщику организацию выполнения работ и финансирования строительства лоцмейстерского судна проекта 16903 в объеме 20 000 тыс. руб. Договор действует до 31.12.2004 (пункт 3.1 договора).
Между Министерством, Федеральным агентством морского и речного транспорта (Агентство) и ФГУП "Гидрографическое предприятие" заключен договор от 20.07.2004 N МФ-3-М уступки прав и обязанностей по договору от 02.02.2004 N МФ-3, согласно которому Министерство уступает, а Агентство принимает в полном объеме права и обязанности, существующие на момент вступления в силу настоящего договора, по договору от 02.02.2004 N МФ-3, заключенному между Министерством и Предприятием. Министерство обязано передать Агентству все необходимые документы, ФГУП "Гидрографическое предприятие" не возражает против уступки Министерством своих прав и обязанностей Агентству (пункт 2.1 договора).
Из акта от 21.12.2004 закладки киля судна для лоцмейстерских работ проекта 16903, строительный номер 2 следует, что в сборочном цехе ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" произведена закладка днищевой секции закладного блока N 2 корпуса указанного судна.
Между Федеральным агентством морского и речного транспорта и ФГУП "Гидрографическое предприятие" (заказчик-застройщик) заключен договор от 25.02.2005 N ВР-1 о передаче части функций государственного заказчика заказчику-застройщику, по условиям которого заказчику-застройщику поручается выполнение и финансирование работ по строительству лоцмейстерских судов проекта 16903 в объеме 56 300 тыс. руб. Срок действия договора - до 31.12.2005 (пункт 3.1).
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 05.02.2007 по другому делу (N А05-14539/04-28) ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его введена процедура банкротства, конкурсное производство сроком на один год, продленное определением суда от 02.02.2009 на шесть месяцев.
Вступившим в законную силу определением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А05-14539/04-28 признано требование ФГУП "Гидрографическое предприятие" в размере 83 181 469 руб. в том числе 74 847 000 руб. основного долга и 8 334 469 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами установленным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница".
ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница", полагая, что является собственником спорного объекта - строящегося судна, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой инстанции и апелляционной инстанции отказали в иске, исходя из того, что истец не доказал приобретение права собственности на лоцмейстерское судно, отсутствуют основания для признания права собственности истца на спорный объект.
Суд первой инстанции, сославшись на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", посчитал, что отсутствуют основания для применения положений части 2 статьи 69 АПК РФ, поскольку в рассмотрении настоящего дела и дела о банкротстве ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" участвует другой круг лиц, разные предметы исков, выводы, изложенные в мотивировочной части определения суда от 24.04.2008 по делу N А05-14539/04-28, не являются преюдицией для настоящего дела и основанием для возникновения права собственности у ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница".
Сославшись на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что судно строилось по договору подряда, заключенному ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" с ФГУП "Гидрографическое предприятие" для Российской Федерации в лице заказчика и права собственности на строящийся объект у истца не возникло.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и сделали обоснованные выводы на основании установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Суды на основании оценки условий договора и совокупности доказательств по делу пришли к обоснованному выводу, что истец не доказал наличие обстоятельств, подтверждающих возникновение у него права собственности на спорное судно, и оснований для признании недействительной зарегистрированного права на это объект у ФГУП "Гидрографическое предприятие".
Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка подателя жалобы на преюдициальное значение обстоятельств, установленных определением арбитражного суда от 24.04.2008 по делу N А05-14539/04-28, является несостоятельной. Из указанного судебного акта не следует, что суд при рассмотрении дела N А05-14539/04-28 установил обстоятельства, являющиеся основанием для признания за истцом права собственности на строящееся судно. Сделанные судом правовые выводы в мотивировочной части определения по делу N А05-14539/04-28, касающиеся прав на спорный объект, не имеют значения для рассмотрения настоящего дела по спору о праве собственности на судно. Равно как не может быть признан основанием для возникновения у истца права собственности на строящееся судно факт включения в реестр требований кредиторов ОАО "Судоремонтный завод "Красная Кузница" суммы, составляющей стоимость оплаченных работ по договору от 01.08.2003 N 04-16/22 на его строительство.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу N А05-1513/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Судоремонтный завод "Красная Кузница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
Е.В. Коняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.