Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2009 г. N А21-251/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "150 Авиационный ремонтный завод" Гальцовой И.А. (доверенность от 01.06.2009),
рассмотрев 03.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2009 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 (судьи Дмитриева И.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-251/2009,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "150 Авиационный ремонтный завод" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пунктов 4 и 7 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области (далее - Инспекция) от 26.11.2008 N 207 в части начисления 250 144 руб. 34 коп. пеней по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и 221 712 руб. 99 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 18.03.2009 требования заявителя удовлетворены.
Апелляционный суд на основании ходатайства заявителя в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену Федерального государственного унитарного предприятия "150 Авиационный ремонтный завод" на правопреемника - открытое акционерное общество "150 Авиационный ремонтный завод" (далее - Общество).
Постановлением от 08.09.2009 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 18.03.2009 и признал недействительным требование Инспекции от 26.11.2008 N 207 в части взыскания 220 544 руб. 61 коп. пеней по ЕСН и 219 672 руб. 02 коп. пеней по НДС. В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении требований в полном объеме. Поскольку размер недоимок по налогам, на которые начислены спорные суммы пеней, документально подтвержден и не оспаривался налогоплательщиком, податель жалобы считает необоснованным вводом судов о том, что требование от 26.11.2008 N 207 не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы и просил оставить в силе постановление апелляционного суда от 08.09.2009.
Инспекция надлежаще извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция выставила налогоплательщику требование от 26.11.2008 N 207 об уплате в установленный срок 8 151 766 руб. 39 коп. недоимки по ЕСН и НДС за III квартал 2008 год, а также 546 245 руб. 21 коп. пеней за несвоевременную уплату названных налогов.
Заявитель, ссылаясь на отсутствие в требовании от 26.11.2008 N 207 сведений о размере недоимок, на которые начислены пени, и расчета пеней (исходя из количества дней просрочки и процентной ставки), позволяющих проверить обоснованность их начисления, обжаловал требование в части начисления 250 144 руб. 34 коп. пеней по ЕСН и 221 712 руб. 99 коп. пеней по НДС в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, признав, что содержание пунктов 4 и 7 оспариваемого ненормативного акта (в обжалуемой части) не соответствует положениям пункта 4 статьи 69 НК РФ и нарушает права налогоплательщика (не позволяет ему убедиться в обоснованности начисленных сумм пеней).
Апелляционный суд, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции всех обстоятельств дела, отменил решение от 18.03.2009 и с учетом представленных сторонами дополнительных документов признал недействительным требование Инспекции от 26.11.2007 N 207 в части взыскания с Общества 220 544 руб. 61 коп. пеней по ЕСН и 219 672 руб. 02 коп. пеней по НДС.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы и исследовав материалы дела, считает, что постановление апелляционного суда от 08.09.2009 является законным и обоснованным, с учетом следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу пункта 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные этой статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Из приведенных норм следует, что Инспекция должна доказать правомерность направления налогоплательщику требования о взыскании налогов и пеней, подтвердить наличие у него недоимки по налогам, ее размер, указать период возникновения задолженности, а также обосновать размер пеней соответствующими расчетами.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами документы, апелляционный суд признал недоказанными обстоятельства, послужившие основанием для направления Обществу требования от 26.11.2008 N 207 в части взыскания 220 544 руб. 61 коп. пеней по ЕСН и 219 672 руб. 02 коп. пеней по НДС. Этот вывод суда соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Как видно из материалов дела, Инспекция начислила налогоплательщику спорные суммы пеней на недоимку по ЕСН и НДС за период с 01.08.2008 по 01.11.2008, начиная с даты выставления предыдущего требования от 07.08.2008 N 170 об уплате налогов и пеней за II квартал 2008 года.
При рассмотрении дела апелляционным судом установлено, что указанная в требовании от 26.11.2008 N 207 недоимка по налогам (на которую начислялись спорные суммы пеней) определена налоговым органом без учета сумм ЕСН и НДС, взысканных с налогоплательщика на основании инкассовых поручений от 06.10.2008 N 80082 и 80085, а также без учета перечисленных Обществом 12 311 691 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, повлекших уменьшение на 8 927 428 руб. ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет по сроку уплаты 12.11.2008.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны сумма недоимки по налогам (соответствующая его фактической налоговой обязанности), дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Инспекция документально не подтвердила наличие у налогоплательщика указанных в требовании от 26.11.2008 N 207 сумм недоимок по ЕСН и НДС, на которые начислены пени, а следовательно, и правомерность начисления спорных сумм пеней.
Вместе с тем апелляционный суд принял представленный Обществом расчет пеней, начисленных на сумму задолженности по ЕСН и НДС за II и III кварталы 2008 года. Согласно этому расчету, сумма пеней правомерно начисленных и включенных Инспекцией в обжалуемое требование от 26.11.2008 N 207 составила 51 817 руб. 75 коп. - по ЕСН и 54 210 руб. 83 коп. - по НДС.
Доказательства, опровергающие достоверность произведенного Обществом расчета пеней, налоговым органом не представлены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены апелляционным судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ). Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела, на стадии кассационного судопроизводства не допускается.
Поскольку при рассмотрении дела апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены постановления от 08.09.2009 и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 по делу N А21-251/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.