Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2009 г. N А56-49699/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга Делиховской Е.Е. (доверенность от 27.08.2009 N 01/02-33),
рассмотрев 22.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2009 по делу N А56-49699/2009 (судья Исаева И.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аквамир" (далее - ООО "Аквамир", Общество) 974 руб. 40 коп. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 08.09.2009 Управлению Пенсионного фонда отказано в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять новый судебный акт о взыскании с Общества в пользу Управления Пенсионного фонда 974 руб. 40 коп. штрафных санкций.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении Управлением Пенсионного фонда порядка рассмотрения материалов проверки и считает, что решение от 12.05.2009 N 05-42/556 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) вынесено с учетом сроков и с соблюдением процедуры, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Аквамир" в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Управление Пенсионного фонда при осуществлении контроля за своевременностью представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявило непредставление Обществом таких сведений за 2008 год (в связи с неправильным указанием регистрационного номера ООО "Аквамир" в форме отчетности АДВ-11) и представлением неполных сведений о застрахованном лице (несовпадение имени в форме отчетности СЗВ-4-2 с данными страхового свидетельства), о чем составило акт от 15.04.2009 N 05-41/685.
Данным актом Управление Пенсионного фонда предложило страхователю устранить допущенные нарушения, а в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить письменные возражения, рассмотрение которых вместе с актом состоится 08.05.2009 в 10.00.
Решением Управления Пенсионного фонда от 12.05.2009 N 05-42/556 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 974 руб. 40 коп., что составляет 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако, на основании какого документа определен Управлением Пенсионного фонда размер данного штрафа, в решении не указано.
Требованием от 12.05.2009 N 556 Управление Пенсионного фонда предложило страхователю уплатить названную сумму штрафа в срок до 25.05.2009.
Поскольку в указанный срок ООО "Аквамир" не уплатило 974 руб. 40 коп. штрафа, Управление Пенсионного фонда в порядке статьи 17 Закона N 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд первой инстанции, отказывая Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявленного требования, сделал вывод о нарушении заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении, которое повлекло незаконность этого решения, а следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации, нормами его главы 14.
Как следует из статьи 100.1 НК РФ, порядок рассмотрения дел о выявленных в ходе мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях установлен в разных его статьях в зависимости от вида мероприятий налогового контроля.
Дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Дела о правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
Из материалов дела следует, что страхователь первоначально представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год в установленный законом срок, но с нарушение формы. Обнаружив ошибку в представленных Обществом формах документов персонифицирован-ного учета, Управление Пенсионного фонда в соответствии со статьей 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, составил уведомление от 18.03.2009 N 05-54/145 (лист дела 13), в котором отразил допущенные Обществом ошибки.
В соответствии с пунктом 29 названной Инструкции страхователь обязан в двухнедельный срок представить исправленные формы ошибочных документов, выявленных в ходе документальной проверки.
Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом N 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, в настоящем деле Управление Пенсионного фонда установило неверное указание ООО "Аквамир" регистрационного номера и несовпадение имени в форме отчетности СЗВ-4-2 с данными страхового свидетельства, то есть несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа (письмо от 18.03.2009 N 05-54/145).
Из пункта 3 статьи 88 НК РФ следует, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 5 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Управлением Пенсионного фонда представителю Общества акт проверки не вручался, а в нарушение пункта 5 статьи 100 НК РФ предложение ООО "Аквамир" направить уполномоченного представителя для получения акта проверки заказным письмом с уведомлением либо иным способом не направлялось.
Более того, из решения Управления Пенсионного фонда от 12.05.2009 N 05-42/556 следует, что Общество привлечено к ответственности на основании статьи 101.4 НК РФ, хотя нормы главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают в этом случае руководствоваться положениями статьи 101 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции счел, что из представленного в материалы дела решения от 12.05.2009 N 05-42/556 следует, что рассмотрение акта проверки состоялось не 08.05.2009, то есть не в дату, указанную в тексте акта проверки, а 12.05.2009.
Указанное нарушение, по мнению суда первой инстанции, может служить основанием для признания решения Управления Пенсионного фонда недействительным.
По мнению кассационной инстанции, данное обстоятельство не может служить основанием для признания решения N 05-42/556 незаконным. Суд первой инстанции не учел, что из положений статьи 101 НК РФ, в частности пункта 7, не следует, что решение о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте вынесения решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14645/08). Однако, судом установлено и материалами дела подтверждается, что возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя либо представить свои объяснения не была обеспечена, так он не были извещен о месте и времени рассмотрения дела.
В тоже время, Управлением Пенсионного фонда были допущены нарушения пункта 5 статьи 100, пункта 1 статьи 100.1 и статьи 101 НК РФ, поэтому кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно отказал Управлению Пенсионного фонда во взыскании с ООО "Аквамир" штрафа в связи с нарушением его должностными лицами установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении, влекущим признание недействительным ненормативного акта, на основании которого предъявлено требование о взыскании штрафа.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что и размер штрафа Управлением Пенсионного фонда исчислен не в соответствии с названными рекомендациями.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2009 по делу N А56-49699/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.