Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2009 г. N А21-4034/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б.,
при участии от Калининградской областной таможни Кожевниковой И.Ю. (доверенность от 01.06.2009 N 78),
рассмотрев 21.12.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А21-4034/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании действий Калининградской областной таможни, выразившихся в отказе обществу возвратить 6 905 500 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных в 2006 - 2008 годах за таможенное оформление товаров по полным периодическим декларациям. Заявитель просит суд обязать таможню возвратить указанную сумму на расчетный счет общества.
Решением суда от 30.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2009, заявление удовлетворено, оспариваемые действия таможенного органа признаны незаконными. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможню возвратить на расчетный счет общества 6 905 500 руб. излишне уплаченных таможенных сборов.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права - положений статей 11, 124, 132, 138, 318, главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
По мнению таможенного органа, необходимость оплаты таможенных сборов при подаче временной и полной таможенных деклараций вытекает из смысла и содержания таможенного законодательства. Податель жалобы считает, что подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеет место два самостоятельных факта декларирования. В связи с этим в данном случае отсутствует излишняя уплата обществом таможенных сборов (при подаче полных таможенных деклараций).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2006 - 2008 годах общество как отправитель вывозило в таможенном режиме экспорт товары (нефтепродукты) и уплачивало таможенные платежи.
При декларировании товара обществом использовалось право на периодическое временное декларирование товаров (статьи 137 и 138 ТК РФ): оформлялись временные периодические декларации (ВПД) с уплатой таможенных сборов, а затем - соответствующие фактически вывезенным товарам полные периодические декларации (ППД), опять же с уплатой таможенных сборов за таможенное оформление.
В рассматриваемой ситуации обществом уплачены таможенные сборы по ППД, оформленным в период с февраля 2006 года по август 2008 года, в общей сумме 6 905 500 руб., что установлено судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом.
В связи с этими обстоятельствами общество обратилось в таможню с заявлениями от 22.01.2009 и 10.03.2009 о возврате денежных средств, в которых просило (со ссылкой на статью 355 ТК РФ) возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в указанном размере (3 350 000 руб. и 3 555 500 руб.; том дела I, листы 7 - 10).
Таможня отказала обществу в возврате сборов, указав, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности (письма от 30.01.2009 N 22-23/2680 и 23.03.2009 N 22-52/7582).
Не согласившись с отказом таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций удовлетворили заявление общества, установив фактические обстоятельства дела и согласившись с доводами заявителя по праву.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для принятия правовой позиции таможенного органа. Выводы суда первой инстанции соответствуют правильному истолкованию норм таможенного права.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления, в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По смыслу этой нормы права обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Систематическое толкование приведенных нормативных положений позволяет признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Доводы таможенного органа сводятся к иной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009 по делу N А21-4034/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.