г. Санкт-Петербург
05 октября 2009 г. |
Дело N А21-4034/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Козловым М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11237/2009) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2009 по делу N А21-4034/2009 (судья Сергеева И.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЛЛК-Интернешнл"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 6905500 руб. и обязании возвратить указанную сумму
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): предст. Кожевникова И.Ю. - доверенность N 78 от 01.06.2009
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - ООО "ЛЛК-Интернешнл", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Калининградской областной таможни (далее - таможня, ответчик), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 6905500 руб. и обязании ответчика возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов на расчетный счет общества.
Решением суда от 30 июня 2009 года заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Калининградская областная таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда от 30.06.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление должна быть исполнена декларантом при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
В судебном заседании представитель Калининградской областной таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "ЛЛК Интернешнл", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 2006-2008 годах заявитель, как экспортер вывозил в таможенном режиме экспорта товары (нефтепродукты).
Таможенное оформление товара производилось в порядке временного периодического декларирования товаров, предусмотренном статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, путем подачи в таможенный орган временных таможенных деклараций с уплатой авансовых платежей. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации по тому же товару, общество вновь уплатило таможенные сборы в сумме 6905500 рублей.
Полагая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в Калининградскую областную таможню с заявлениями от 22.01.2009 (т.1 л.д.7) и 10.03.2009 (т.1 л.д.9) о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в суммах 3350000 руб. и 3555500 руб. соответственно.
Калининградская областная таможня письмами N 22-23/2680 от 30.01.2009 и N 22-52/7582 от 23.03.2009 отказала обществу в возврате излишне уплаченных сборов, ссылаясь на то, что возврат сумм таможенных сборов может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.
Не согласившись с законностью отказа таможни в возврате таможенных сборов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11, статьей 63.1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 318 и пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер их должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 руб.
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В подпункте 21 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что таможенная процедура представляет собой совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 данного Кодекса.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 07.11.2008 N 631-О-О, системное толкование статьи 60, подпункта 21 пункта 1 статьи 11, статей 123 и 138 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08.
Учитывая изложенное, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
В этой связи следует признать необоснованным довод таможни об обязанности декларанта уплатить таможенные сборы дважды: как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Названные условия возврата обществом соблюдены, размер уплаченных сумм таможенных сборов не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Калининградской областной таможни, выразившиеся в отказе в возврате обществу излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 6905500 руб., и обязал таможню возвратить обществу указанные суммы сборов.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права, нарушения норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда от 30.06.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы Калининградской областной таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 июня 2009 года по делу N А21-4034/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4034/2009
Истец: ООО "ЛЛК-Интернешнл"
Ответчик: Калининградская областная таможня Северо-Заподного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ