Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2010 г. N Ф07-338/2010 по делу N А52-1728/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 16.02.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.07.2009 (судья Степанов Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 (судьи Митрофанов О.В., Елагина О.К., Моисеева И.Н.) по делу N А52-1728/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Псков" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Псковской области (далее - Управление) о взыскании 8 640 руб. задолженности по оплате услуг хранения.
Решением от 22.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.2009, с Управления в пользу Общества взыскано 8 640 руб. основного долга, а также 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые решение и постановление, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания с Управления задолженности по оплате услуг хранения спорного товара отсутствуют, поскольку между Управлением и Обществом договор хранения не заключался, Управление товар на хранение заявителю не передавало. Как считает податель жалобы, суды не учли, что в силу подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, и неправомерно взыскали ее с Управления.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Себежской таможней (далее - Таможня) в рамках дела об административном правонарушении N 10225000-338/2008 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФУТУРА ТРАНС (SIA "FUTURA TRANS")" изъят товар (однокомпонентная полиуретановая монтажная пена и силиконовый герметик), являющийся предметом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Изъятый товар помещен на склад временного хранения, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью "РУС-СЕРВИС терминал". Согласно акту приема-передачи от 12.07.2008 (л.д. 10) указанный товар перемещен на склад временного хранения, принадлежащий Обществу.
Постановлением Себежского районного суда Псковской области от 15.08.2008 по N 5/3-186/08 (л.д. 11-13) общество с ограниченной ответственностью "ФУТУРА ТРАНС (SIA "FUTURA TRANS")" признано виновным в совершении административного правонарушения и на него наложено административное взыскание в виде конфискации предмета правонарушения в доход государства.
Во исполнение указанного постановления судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Себежского района Псковской области (далее - Отдел) 02.09.2008 возбуждено исполнительное производство N 41/3065/598/2/2008 о конфискации предмета правонарушения.
С целью принудительного исполнения постановления Себежского районного суда Таможня, руководствуясь пунктами 1 и 2 приказа Федеральной службы судебных приставов и Федеральной таможенной службы от 01.08.2008 N 357/946 "О совершенствовании порядка передачи и учёта имущества, обращенного в собственность государства", передала Отделу по акту приема-передачи от 14.10.2008 (л.д. 15) находившийся во владении Таможни товар, обращенный судом в собственность государства.
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Отдела 15.12.2008 направил в адрес Общества уведомление об аресте и требование о выдаче товара (л.д. 16).
Общество в письме от 15.12.2008 N 2461 сообщило Отделу о готовности выдать товар и просило возместить расходы по его хранению.
Судебный пристав-исполнитель Отдела 16.12.2008 наложил арест на товар, о чем составлен акт от той же даты (л.д. 18). Имущество изъято со склада Общества 16.12.2008 (л.д. 21) и передано в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Псковской области (л.д. 23).
Общество направило в адрес Управления счет от 30.04.2009 N 163 для оплаты услуг хранения спорного товара за период с 14.10.2008 по 16.12.2008 в размере 8 640 руб. (л.д.30) и акт выполненных работ от 16.12.2008 с расчетом стоимости хранения (л.д. 31).
Поскольку указанный счет Управлением не был оплачен, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование Общества, сделав вывод о наличии между сторонами правоотношений по хранению спорного товара, регулируемых главой 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Федерального закона от 01.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "02.10.2007"
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 80 Закона N 229-ФЗ при исполнении судебного акта о конфискации имущества применяется арест на имущество должника.
Согласно пункту 4 статьи 86 Закона N 229-ФЗ лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, если таковым не является должник или член его семьи, получает вознаграждение и возмещение понесенных расходов по охране или хранению указанного имущества за вычетом фактически полученной выгоды от его использования.
В соответствии со статьей 906 ГК РФ правила главы 47 названного Кодекса применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что в данном случае между сторонами сложились правоотношения по хранению товара, регулируемые главой 47 ГК РФ, в силу которых у Управления возникла обязанность по возмещению Обществу расходов по хранению спорного имущества в период исполнительного производства. Суды обоснованно расценили акт приема-передачи имущества от 14.10.2008 и акт приема-передачи товара от 12.07.2008 как документы, свидетельствующие о заключении договора хранения в надлежащей форме, поскольку указанные акты позволяют определить объем имущества, переданного на хранение, а также лицо, которое являлось хранителем в спорный период и понесло расходы по хранению.
По смыслу статей 80, 86 и 104 Закона N 229-ФЗ то обстоятельство, что судебный пристав-исполнитель своевременно не наложил арест на имущество, обращенное судом в собственность государства, не может в данном случае служить основанием для освобождения Управления от обязанности возместить Обществу расходы по хранению такого имущества в период исполнительного производства.
Общество представило расчет понесенных расходов на хранение, сделанный исходя из прейскуранта цен на услуги. Довод жалобы о завышении в прейскуранте цен Управление в судах первой и апелляционной инстанций не заявляло и никаких доказательств этого не приводило. Представленный Обществом расчет расходов по хранению товара проверен судами, признан обоснованным по праву и размеру.
Несостоятелным является довод жалобы о том, что поклажедателем в данном случае является Себежская таможня, поскольку из материалов дела этого не следует.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с Управления 8 640 руб. расходов по хранению товара.
На основании статей 101 и 110 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что с Управления как с проигравшей стороны взыскиваются в пользу другой стороны понесенные судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины.
Взыскивая с Управления в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не влечет освобождения от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов другим участникам процесса в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.07.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А52-1728/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.