Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2010 г. N Ф07-3897/2010 по делу N А56-67664/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу Беляева Ю.Ф. (доверенность от 11.01.2010 N 13/72), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" Проскуриной М.Г. (доверенность от 17.09.2008 N 57),
рассмотрев 27.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2009 по делу N А56-67664/2009 (судья Спецакова Т.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (далее - Общество, ООО "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 14.09.2009 N 17 и от 14.09.2009 N 19.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2009 признано недействительным решение Инспекции от 14.09.2009 N 17. В части требования о признании недействительным решения Инспекции от 14.09.2009 N 19 производство по делу прекращено в связи с отказом Общества от заявления в этой части.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 14.12.2009 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, денежные средства, полученные ООО "Жилкомсервис" из бюджета, не относятся к субсидиям на покрытие убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а являются компенсацией Обществу выпадающих доходов. В связи с этим указанные денежные средства являются, по мнению Инспекции, доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) подлежат включению в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Инспекция также считает, что Общество как организация, получающая из бюджета компенсацию неполученного дохода, не имеет права на вычет НДС на общих основаниях, поскольку указанная компенсация перечисляется уже с учетом НДС.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на отсутствие оснований для доначисления ему НДС с сумм субсидий, связанных с реализацией услуг по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель ООО "Жилкомсервис" - доводы отзыва.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомсервис" представило в Инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2009 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 5 248 043 руб. НДС, уплаченных поставщикам (ресурсоснабжающим организациям) при приобретении товаров, работ и услуг.
Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации, о чем составила акт от 03.08.2009 N 3241.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО "Жилкомсервис" является управляющей компанией, предоставляющей населению услуги по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества домов, эксплуатации инженерных сетей и сетей электроснабжения, коммунальные и иные услуги. В проверяемый период Общество оказывало услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда в Красносельском районе Санкт-Петербурга.
Указанные услуги предоставлялись населению по тарифам, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы ООО "Жилкомсервис", связанные с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возмещались заявителю из бюджета Санкт-Петербурга.
Основными поставщиками приобретаемых заявителем товаров, работ и услуг в проверяемый период являлись ГУП "Водоканал", ГУП "ТЭК", ОАО "Автопарк N 1" и другие.
По итогам проверки Инспекция сделала вывод о неправомерном исключении Обществом из налогооблагаемой базы 22 439 243 руб. полученных из бюджета Санкт-Петербурга денежных средств на покрытие расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. В связи с этим Инспекция признала неправомерным и предъявление Обществом к возмещению из бюджета 3 422 935 руб. НДС.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 14.09.2009 N 17 об отказе Обществу в возмещении 3 422 935 руб. НДС за I квартал 2009 года.
ООО "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 14.09.2009 N 17.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции исходил из того, что полученные ООО "Жилкомсервис" из бюджета денежные средства являются субсидиями, направленными исключительно на компенсацию его расходов, связанных с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а не на восполнение выпадающих доходов организации. В связи с этим суд признал, что заявитель правомерно исключил из налогооблагаемой базы 22 439 243 руб. и правомерно предъявил к возмещению 3 422 935 руб. НДС.
Кассационная инстанция считает решение суда от 14.12.2009 правомерным и не подлежащим отмене с учетом следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Положения указанной правовой нормы корреспондируются с пунктом 13 статьи 40 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
Таким образом, для организаций, предоставляющих населению услуги по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, облагаемая НДС база должна определяться исходя из тарифов, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. При этом суммы субвенций и субсидий, предоставляемые бюджетами различного уровня, не учитываются при определении налоговой базы.
В данном случае факт реализации Обществом услуг по тарифам, установленным органом государственной власти, то есть по государственным регулируемым ценам, и с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что суммы, полученные ООО "Жилкомсервис" из бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением населению услуг по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, правомерно не включались Обществом в базу, облагаемую НДС.
Довод Инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на то, что Общество правильно определяло налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ.
Налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные суммы поступили Обществу из бюджета на цели, не связанные с компенсацией соответствующих расходов или покрытием убытков.
При этом суд обоснованно отклонил и довод Инспекции о необходимости применения в данном случае подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налогоплательщик не обязан включать суммы, полученные из средств бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, в облагаемую НДС базу, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 11708/04 и определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 N ВАС-9621/09, от 11.09.2009 N ВАС-11428/09, от 17.03.2009 N ВАС-2563/09, от 26.05.2008 N 6509/08 и от 08.02.2008 N 15517/07.
Довод Инспекции о том, что ООО "Жилкомсервис" не имеет права на вычет НДС на общих основаниях подлежит отклонению.
Поскольку предоставляемые Обществом услуги подлежали обложение НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, то оно вправе на основании статей 171, 172 и 176 НК РФ заявить о возмещении сумм НДС, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом на основании главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Как следует из статьи 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений указанных прав для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и с учетом предусмотренных законодательством льгот и получающих в связи с этим из бюджета денежные средства в возмещение расходов.
Данная правовая позиция подтверждается также практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.03.2007 N 9591/06 и 9593/06.
Таким образом, ООО "Жилкомсервис" вправе предъявить к вычету НДС, уплаченный поставщикам, на общих основаниях в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
В рассматриваемом случае Инспекцией не оспаривается перечисление Обществом денежных средств поставщикам - ресурсоснабжающим организациям в оплату услуг с учетом НДС. Не оспаривается Инспекцией и соблюдение заявителем требований статьи 172 НК РФ.
Ссылка Инспекции в кассационной жалобе на то, что суммы, выплачиваемые Обществу из бюджета, включали НДС, документально не подтверждена.
С учетом изложенных обстоятельств у Инспекции не имелось правовых оснований для отказа Обществу в возмещении 3 422 935 руб. НДС.
Кассационная инстанция считает, что решение Инспекции от 14.09.2009 N 17 правомерно признано судом недействительным, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2009 по делу N А56-67664/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.