Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июня 2010 г. N Ф07-5437/2010 по делу N А26-5086/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карелия-Интер" Белякова С.В. (доверенность от 20.04.2009), от Министерства лесного комплекса Республики Карелия Червинчука С.А. (доверенность от 09.04.2009),
рассмотрев 07.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелия-Интер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2009 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 (судьи Полубехина Н.С., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-5086/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелия-Интер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка относительно содержания пунктов 1.5, 2.4, 3.3, 4.4.26, 7.1.
Решением от 21.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2010, пункты 1.5, 2.4, 3.3, 4.4.26, 7.1 договора аренды лесного участка приняты в предложенной Министерством редакции.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению подателя жалобы, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается обоснованность условий договора в редакции, предложенной истцом.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства просил оставить решение и постановление без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Шуйско-Виданский лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 22.12.2004 аренды участка лесного фонда общей площадью 334,9 га, расположенного на территории Сяпсинского лесничества в кварталах 81 (выделы 64-72), квартале 91 (выделы 1-55), 102 (выделы 1-10,12,13,19), для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях сроком с 01.01.2005 по 31.12.2029 в редакции дополнительного соглашения к договору от 01.06.2006.
С целью приведения указанного договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года (далее - ЛК РФ) Общество 26.06.2008 обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении названного договора.
Министерством издан приказ от 16.06.2008 N 372 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, заключенного с ООО "Карелия-Интер" 22.12.2004 на договор аренды лесного участка.
Министерство подготовило и направило Обществу для подписания проект договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности (организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), указав данные условия в пункте 1.5 договора. Порядок изменения размера арендной платы установлен в пункте 2.3 договора и изложен Министерством в следующей редакции: "Размер арендной платы подлежит изменению Арендодателем в одностороннем порядке пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации". Пунктом 3.3 договора Министерство предложило запретить выкуп лесного участка, переданного в аренду. Пунктом 4.4.26 договора указано на недопущение строительства капитальных строений и сооружений на территории лесного участка переданного в аренду. Пунктом 7.1 договора установлен срок договора аренды с 01.01.2005 по 31.12.2029.
Общество не согласилось с редакцией пунктов 1.5, 2.3, 3.3, 4.3.3, 4.4.26,7.1 договора аренды и предложило изложить указанные пункты в своей редакции, направив в адрес Министерства протокол разногласий от 10.03.2009 со следующей редакцией:
- пункта 1.5 договора: "Арендатору передается лесной участок: для осуществления рекреационной деятельности (организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности); для организации детских оздоровительных лагерей; для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
- пункта 2.3 договора (в протоколе разногласий пункт 2.4): "Размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке не чаще одного раза в год с учетом изменения вида лесопользования, размера участка, ставок платы за данный вид лесопользования, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с обязательным извещением Арендатора";
- пункта 3.3 договора: "Выкуп лесного участка, переданного в аренду, возможен в случае перевода лесных земель в земли иного назначения";
- пункта 4.3.3 договора "Вносить предложения по пересмотру условий договора или расторжению настоящего договора в соответствии с Лесным и Гражданским кодексами РФ. Споры, возникающие при заключении и исполнении настоящего договора, подлежат разрешению в Арбитражном суде Республики Карелия";
- пункта 4.4.26 договора: "Строительство строений и сооружений на территории лесного участка, переданного в аренду, разрешается на основании Проекта освоения лесов";
- пункта 7.1 договора: "Срок действия настоящего договора устанавливается с 01 января 2005 года по 31 декабря 2054 года".
Письмом от 27.03.2009 N 2.3-1549 Министерство частично отклонило протокол разногласий, приняв пункт 4.3.3 договора в редакции Общества.
Поскольку в ходе рассмотрения разногласий по спорным пунктам заключаемого договора аренды стороны не пришли к соглашению, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об урегулировании преддоговорного спора.
Суды в удовлетворении иска отказали, приняв спорные пункты договора аренды лесного участка в предложенной Министерством редакции.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений части 1 статьи 41 ЛК РФ, согласно которой леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными, образовательными организациями (статья 40).
Субъектами права в соответствии с указанной нормой являются научные организации и образовательные организации.
Поскольку Общество не относится к указанным организациям, суды пришли к обоснованному выводу о принятии пункта 1.5 договора в редакции Министерства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка, если иное не установлено этим Кодексом, применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. Согласно частям 2, 4 статьи 73 названного Кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании данных норм суды пришли к правильному выводу, что указание в пункте 2.3 договора в редакции Общества на положения части 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит Лесному кодексу Российской Федерации, и приняли указанный пункт в редакции Министерства.
Согласно пункту 1.3 договора аренды предметом договора является лесной участок земель лесного фонда. Права и обязанности по договору могут быть установлены только в отношении данного предмета. Определить правовой режим земель после перевода их из лесного фонда в земли иных категорий стороны не вправе. Поскольку выкуп лесного участка, переданного в аренду, запрещается, пункт 3.3 договора аренды обоснованно принят судом в редакции Министерства.
В соответствии с частью 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
С учетом указанной нормы положения пункта 4.4.26 договора аренды в редакции Министерства о недопущении строительства капитальных строений и сооружений на территории лесного участка, переданного в аренду, является правомерным и соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 3 статьи 72 ЛК РФ определяет, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43-46, пунктом 3 части 3 статьи 74 Кодекса; указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 Кодекса, на срок до сорока девяти дет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
Таким образом, срок договора аренды лесного участка императивно ограничен только минимальными и максимальными пределами. Иные сроки аренды, не выходящие за пределы минимального и максимального сроков, устанавливаются по соглашению сторон.
Поскольку законом не определена обязанность Министерства предоставить Обществу земельный участок исключительно на 49 лет и ответчик как арендодатель добровольно не принял на себя обязательство предоставить Обществу в аренду лесной участок на 49 лет, а возражал против заключения договора на указанный срок, у суда отсутствовали основания для принятия пункта 7.1 договора аренды в редакции истца.
Кроме того, срок ранее заключенного с истцом договора аренды, который подлежал переоформлению в связи с введением в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, составлял 24 года.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
В связи с этим принятые по делу судебные акты следует оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 по делу N А26-5086/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелия-Интер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.