Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2010 г. N Ф07-5806/2010 по делу N А21-10607/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 16.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2009 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 (судьи Горшелев В.В., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.) по делу N А21-10607/2008,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к областному государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр) о взыскании 5 807 333 руб. 47 коп. убытков (без учета налога на добавленную стоимость; далее - НДС), возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате электрической энергии в июле, августе 2008 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управление Федерального казначейства по Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин КО), Министерство социальной политики и труда Калининградской области (далее - Министерство труда).
Решением от 30.04.2009 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы Общество приводит следующие доводы:
- в течение рассматриваемого периода истец в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), постановления правительства Калининградской области от 31.01.2008 N 34 "О порядке финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 34) предоставлял гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и инвалидам 1, 2, 3 групп 50% скидки на оплату электрической энергии, в связи с чем у Общества возникли расходы в сумме 5 807 333 руб. 47 коп., подлежащие полному возмещению Центром на основании договора от 08.02.2008 N 1-л/2008 (далее - Договор от 08.02.2008);
- фактическое предоставление истцом указанным категориям граждан льгот по оплате электрической энергии и размер возникших у Общества в связи с этим расходов подтверждены представленными в материалы дела счетами, актами сверки, поименными списками граждан-льготников с указанием сумм предоставленных льгот и сумм подлежащих возмещению расходов, а также расчетом иска;
- ответчик, уклонявшийся от проведения с истцом предложенной апелляционным судом сверки расчетов, не представил подробный полный и обоснованный контррасчет суммы иска;
- в действующем законодательстве отсутствует методика, позволяющая выделить из общего объема электроэнергии, поступившей в жилое помещение по показаниям прибора учета, количество электрической энергии, приходящейся только на долю гражданина, обладающего правом на льготу по ее оплате,; в связи с этим рассматриваемые льготы предоставлялись в виде 50% скидки по оплате общего количества электрической энергии за расчетный период согласно приборам учета;
- ни закон, ни Договор от 08.02.2008 не возлагают на Общество обязанность выявлять факты совместного проживания с гражданами-льготниками лиц, не обладающих правом на получение рассматриваемых льгот, с целью корректировки стоимости электрической энергии, поступившей в соответствующие жилые помещения;
- суды первой и апелляционной инстанций не исследовали вопрос об использовании Центром выделенных ему из бюджета соответствующего уровня лимитов на погашение расходов по предоставлению рассматриваемых льгот;
- на Общество, являющееся коммерческой организацией, не может быть возложено бремя по реализации Закона N 1244-1 и Закона N181-ФЗ, действие которых во взыскиваемом периоде Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала; иное противоречило бы целям деятельности истца.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за электроснабжение.
К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (пункт 4 статьи 4 Закона N 181-ФЗ).
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (статья 28.2 Закона N 181-ФЗ).
Статьями 13, 14 Закона N 1244-1 ряду категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется, в частности, оплата в размере 50% за пользование электроэнергией. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций по Закону N 181-ФЗ и Закону N 1244-1 установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861, в соответствии с которым правительством Калининградской области принято Постановление N 34, определяющее процедуры финансирования расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, в частности, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также отдельным категориям граждан из числа инвалидов, льготы которым предоставляются за счет субвенций из федерального бюджета.
Финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, производится за счет субвенции из федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, и лимитов бюджетных обязательств. Финансирование указанных расходов осуществляется в форме бюджетных ассигнований Центру в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на электроэнергию и в части возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию. Центр возмещает организациям данные расходы на основании актов-сверок с районными подразделениями Центра и счетов-фактур (счетов) на предоставленные услуги.
Как следует из материалов дела, между Центром и Обществом заключен Договор от 08.02.2008, предметом которого является возмещение Центром расходов Общества от предоставления в 2008 году гражданам, проживающим на территории Калининградской области, мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением N 34, а также нормативными правовыми актами, указанными в перечне категорий граждан, имеющих право на получение льгот по оплате потребленной электрической энергии (приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
В приложение N 1 к Договору от 08.02.2008 включены, в частности, льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов 1, 2, 3 групп соответственно Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Договора от 08.02.2008 возмещению расходов Обществу производится в размере фактически предоставленных Обществом льгот по оплате потребленной электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, перечисленных в приложении N 1, без учета НДС, при наличии бюджетного финансирования.
Договором от 08.02.2008 установлены также следующие условия:
- Общество обязано предоставлять гражданам, перечисленным в приложении N 1, меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами на основании предоставленного гражданами документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, паспорта и других документов, предусмотренных действующим законодательством (пункт 2.1.1);
- Общество обязано ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, предоставлять в районные подразделения Центра сведения в электронном виде, содержащие список граждан, получивших в отчетном месяце льготу по оплате потребленной электрической энергии, и счет на возмещение расходов от предоставления льгот (2.1.2);
- Общество обязано корректировать собственную базу данных на основании изменений, внесенных Центром в список граждан, получивших льготу, в соответствии с пунктом 2.2.1 настоящего договора (пункт 2.1.3);
- Центр обязан производить ежемесячно в течение 5 дней после получения от Общества сведений в соответствии с пунктом 2.1.2 настоящего договора сверку списка граждан, получивших льготы, с базой данных граждан льготных категорий и вносить в него изменения по учетным данным льготника, исходя из имеющихся у Центра данных о гражданах, имеющих право на льготы, содержащихся в базе данных граждан льготных категорий; после проведения сверки предоставить Обществу обработанные списки граждан с внесенными изменениями в электронном виде; результаты сверок оформляются двухсторонним актом (пункт 2.2.1);
- Центр обязан возместить расходы Общества от предоставления льгот гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, в пределах бюджетных ассигнований в течение 3 банковских дней с момента поступления бюджетных средств на счет Центра (пункт 2.2.2);
- Общество несет ответственность за правильность произведенных расчетов; Центр несет ответственность за своевременность и полноту перечисления Обществу денежных средств по настоящему договору (пункты 4.2, 4.3).
В июне 2008 года Центр обратился к Обществу с предложением заключить дополнительное соглашение к Договору от 08.02.2008, поскольку согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всего объема потребленных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, - только на долю потребленных коммунальных услуг, приходящихся на этого инвалида, рассчитанных исходя из показаний приборов учета в равных долях с учетом количества лиц, проживающих в жилом помещении.
Общество отказалось от внесения в Договор от 08.02.2008 предложенных дополнений, считая, что они не основаны на нормах действующего законодательства.
В июле-августе 2008 года Общество предоставляло проживающим на территории Калининградской области гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидам 1, 2, 3 групп предусмотренные Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ льготы по оплате электрической энергии исходя из общего количества фактически потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета.
Центр частично возместил расходы Общества по предоставлению указанных льгот, что привело к возникновению у Общества убытков и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, мотивированным ссылками на условия Договора от 08.02.2008, положения Закона N 1244-1, Закона N 181-ФЗ Закона Калининградской области от 10.12.2007 N 200 "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьи 11, 12, 16, 309, 310, 541, 544, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению истца, при отсутствии в действующем законодательстве методики, позволяющей выделить из общего объема электроэнергии, поступившей в жилое помещение по показаниям прибора учета, количество электрической энергии, приходящейся только на долю гражданина, обладающего правом на льготу по ее оплате, рассматриваемые льготы правомерно предоставлялись соответствующим категориям граждан в виде 50% скидки на оплату общего количества фактически потребленной электроэнергии по показаниям приборов учета. Возникшие в связи с этим у Общества расходы должны быть ему полностью возмещены согласно Договору от 08.02.2008, Закону N 1244-1 и Закону N 181-ФЗ. Действие данных нормативных правовых актов в течение взыскиваемого периода не прекращалось и не приостанавливалось.
Возражая против удовлетворения иска, Центр указывает, что согласно позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, рассматриваемые льготы установлены только для самих инвалидов и граждан, указанны в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, и на членов их семей не распространяются. В связи с этим Центр возместил расходы Общества по предоставлению данным категориям граждан 50% скидки по оплате электроэнергии только в отношении коммунальных услуг, приходящегося на долю лиц, имеющих право на получение спорных льгот. Количество электрической энергии, приходящейся на долю получателя льгот, ответчик определяет путем деления общего количества электроэнергии, поступившей в жилое помещение согласно приборам учета, на число совместно проживающих там членов семьи. По мнению ответчика, предоставление рассматриваемых льгот по оплате электрической энергии без исключения из нее объемов коммунальных услуг, приходящихся на долю членов семьи, совместно проживающих с льготополучателем и, возможно, не имеющих права на получение аналогичных мер социальной поддержки, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
При этом в ходе рассмотрения дела Центр неоднократно указывал на отсутствие спора относительно количества граждан, включенных Обществом в списки лиц, получивших в течение взыскиваемого периода льготы по оплате электроэнергии, и оснований предоставления этих мер социальной поддержки (том 29, лист 75-79; том 30, листы дела 3-5).
Возражая против удовлетворения иска, Минфин КО также ссылается на необходимость предоставления рассматриваемых льгот только на долю коммунальных услуг, приходящуюся на самого получателя льгот, проживающего совместно с другими лицами, а не на весь объем электрической энергии, поступившей в жилое помещение согласно показаниям прибора учета.
Аналогичные возражения заявлены Минфином РФ и Министерством труда.
Сославшись на позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, суд первой инстанции отказал в иске ввиду его необоснованности по размеру. поскольку в расчетах Общества не отражено, предоставлялись ли спорные льготы только одиноко проживающим гражданам или также и гражданам, проживающим совместно с другими лицами, и имеют ли последние право на получение аналогичных мер социальной поддержки.
Апелляционный суд оставил решение без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации, к числу которых согласно статье 71 данного Закона отнесены определения, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 N 42-О-О, часть тринадцатая статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам предоставляется скидка по оплате коммунальных услуг. Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Что касается предоставления аналогичных льгот членам семьи инвалида, то этот вопрос, как связанный с расширением круга лиц, на которых распространяются оспариваемые заявителем нормы, относится к исключительной компетенции законодателя.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 491-О-О, льгота в виде 50% скидки на оплату коммунальных услуг предусмотрена соответствующими нормами статей 13, 14 Закона N 1244-1 только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, и на членов их семей не распространяется.
Приведенные толкования норм Закона N 181-ФЗ и Закона N 1244-1, данные Конституционным Судом Российской Федерации, не касаются механизма и источников возмещения затрат коммерческих организаций по реализации льгот, установленных этими нормативными правовыми актами, и относятся только к порядку их правильного предоставления.
На коммерческую организацию не может быть возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Расходы, возникшие у коммерческой организации в связи с реализацией льгот, предоставленных отдельным категориям граждан федеральными законами, подпадают под определение убытков, под которыми в статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием совокупности определенных обстоятельств, и прежде всего принадлежности лицу соответствующего права, нарушение которого повлекло за собой причинение убытков, а также наличия и размера последних.
Факт реализации Обществом в июле-августе 2008 года рассматриваемых льгот, предусмотренных Законом N 1244-1 и Законом N 181-ФЗ, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком и третьими лицами. Вместе с тем право на возмещение расходов, связанных с реализацией установленных законодательством мер социальной поддержки, возникает у коммерческой организации только в отношении льгот, предоставленных в полном соответствии с нормами федеральных законов, предусматривающих эти льготы.
В силу части первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку из имеющихся в деле расчетов истца не представляется возможным установить, предоставлялись ли спорные льготы только одиноко проживающим гражданам или также и гражданам, проживающим совместно с другими лицами, и имеют ли последние право на получение аналогичных мер социальной поддержки, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.01.2008 N 42-О-О и от 17.07.2007 N 491-О-О, правомерно отказали Обществу в удовлетворении настоящего иска.
Довод жалобы о необоснованном отказе Центра в возмещении Обществу затрат, связанных с реализацией в июле-августе 2008 года льгот по оплате коммунальных услуг (в том числе электрической энергии), предусмотренных пунктом 9 части первой статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", отклоняется кассационной инстанцией, так как требование о взыскании с ответчика данных расходов истцом не заявлялось.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не могут быть приняты кассационной инстанцией.
Нарушений или неправильного применения судами предшествующих инстанций норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.04.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу N А21-10607/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.