Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2010 г. N Ф07-5196/2010 по делу N А52-6177/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Кужаровой Н.И. и Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 15.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.12.2009 (судья Степанов Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 (судьи Митрофанов О.В., Моисеева И.Н., Носач Е.В.) по делу N А52-6177/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Континент-Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее - Управление Росимущества) о взыскании 7 559 527 руб. 71 коп. задолженности по государственному контракту на оказание услуг по хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, для нужд филиала специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Фонд) в Псковской области от 11.02.2008 N 05 (далее - Контракт) за период с 01.05.2009 по 30.09.2009.
Решением суда от 09.12.2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010, с Управления Росимущества в пользу Общества взыскано 7 559 527 руб. 71 коп. задолженности и 49 297 руб. 65 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит решение суда от 09.12.2009 и постановление апелляционной инстанции от 22.03.2010 отменить, ссылаясь на следующее:
- оказанные Обществом услуги по хранению имущества были оплачены в пределах согласованной суммы Контракта;
- суд необоснованно применил статью 896 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к спорным правоотношениям;
- надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Фонда является публично-правовое образование - Российская Федерация, за счет казны которой могут быть взысканы денежные средства в случае удовлетворения исковых требований;
- суд первой инстанции в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) взыскал расходы по уплате государственной пошлины с ответчика, который освобожден от ее уплаты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит судебные акты оставить без изменения.
Участники арбитражного процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Фонд (поклажедатель) передает на хранение конфискованное, движимое бесхозяйное, изъятое и иное имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, вещественные доказательства по уголовным делам, а также иное имущество, переданное поклажедателю для хранения и (или) реализации на основании судебных постановлений (решений) и постановлений иных органов, уполномоченных на совершение такой деятельности законодательством Российской Федерации, заключенных поклажедателем с такими органами договоров и соглашений, при осуществлении поклажедателем функций и полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а Общество (хранитель) принимает на временное ответственное хранение имущество поклажедателя и оказывает последнему услуги, связанные с временным ответственным хранением переданного имущества, в том числе осуществляет транспортировку имущества на имеющиеся у хранителя складские площади, сортировку, погрузо-разгрузку.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта его цена составляет 13 200 000 руб.
Согласно пунктам 3.2, 3.6 Контракта и приложению N 2 к нему стоимость хранения имущества на одном квадратном метре площади хранителя в закрытых охраняемых (отапливаемых и неотапливаемых) складских помещениях составляет 15,5 руб. в сутки, а на открытых охраняемых складских площадках хранителя - 12 руб. в сутки. Оплата хранителю за хранение имущества производится поклажедателем за каждый календарный месяц хранения в размере стоимости оказанных услуг исходя из фактической площади, занимаемой переданным на хранение имуществом.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 724) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), на последнее возложены функции Фонда по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 17 Указа N 724 федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с Указом N 724 переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р установлено ликвидировать Фонд с 01.08.2008, ликвидационной комиссии Фонда предписано до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования Фонда, а Росимуществу - в установленном порядке принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
В Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009 внесена запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - Фонда в связи с его ликвидацией.
Между Фондом, Управлением Росимущества и Обществом 29.07.2008 заключено соглашение N 1 к Контракту (далее - Соглашение N 1), пунктами 1.1-1.5 которого предусмотрено, что Фонд передает, а Управление Росимущества принимает в полном объеме обязательства Фонда как государственного заказчика, перечисленные в разделах 2-3 Контракта; Фонд уступает, а Управление Росимущества принимает в полном объеме права (требования) по Контракту.
В силу пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Соглашения N 1 в подтверждение уступки права (требования) и передачи обязательств (перевод долга) по Контракту Фонд передает Управлению Росимущества Контракт и приложения N 1-5 к нему, о чем представителями Фонда и Управления Росимущества подписывается акт приема-передачи документов, после чего права и обязанности Фонда по Контракту переходят к Управлению Росимущества, а обязательства Фонда по Соглашению N 1 считаются исполненными надлежащим образом в полном объеме.
Названные документы переданы Фондом Управлению Росимущества по акту приема-передачи от 01.08.2008.
Ссылаясь на неисполнение Управлением Росимущества обязательств по оплате услуг, оказанных истцом на основании Контракта в период с 01.05.2009 по 30.09.2009, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно пункту 1 статьи 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) собранные по делу доказательства, в том числе акты приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение, счета-фактуры, акты выполненных работ, и учитывая отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг по хранению имущества за период с 01.05.2009 по 30.09.2009, правомерно удовлетворил иск Общества, взыскав всю сумму задолженности по Контракту с Управления Росимущества, являющегося с 01.08.2008 стороной (поклажедателем) по Контракту.
Ссылка ответчика на то, что истцу перечислены денежные средства в объеме, предусмотренном Контрактом, а потому последний не вправе претендовать на оплату услуг по хранению имущества сверх этой суммы, не может быть принята во внимание в силу того, что Контракт не предусматривает безвозмездное хранение имущества, а Управление Росимущества, оплатив оказанные ему услуги, как оно считает, полностью, не приняло мер по изъятию у Общества имущества и передаче его на хранение другим лицам или заключению дополнительного соглашения к Контракту.
В связи с тем, что поклажедателем в соответствии с Соглашением N 1 является Управление Росимущества, которое и несет все обязанности стороны Контракта, а также тем, что Общество не заявляло требования о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества ответчика, у суда отсутствовали основания для привлечения к участию в деле в качестве второго ответчика Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о необоснованном взыскании судом первой инстанции с Управления Росимущества расходов по уплате государственной пошлины отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем освобождение государственного органа от уплаты государственной пошлины не должно нарушать право других участников процесса на возмещение судебных расходов, порядок реализации которых предусмотрен статьей 110 АПК РФ.
Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, а в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, суд первой инстанции правильно взыскал с Управления Росимущества в пользу Общества понесенные им расходы по уплате государственной пошлины.
Ввиду того, что обжалуемые по настоящему делу судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.12.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А52-6177/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.