Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2010 г. N Ф07-5563/2010 по делу N А21-11890/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2010 г. N Ф07-4783/2010 по делу N А21-11890/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Грачевой И.Л., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Миг строй" Бандурова А.Ю. (доверенность от 07.06.2010), от администрации городского округа "Город Калининград" Копчикова А.Н. (доверенность от 01.04.2010),
рассмотрев 08.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2009 по делу N А21-11890/2009 (судья Гурьева И.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Миг строй" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании незаконным бездействия администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация), выразившегося в непринятии в период с 27.08.2009 по 13.10.2009 решения о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 39:15:111003:24 по Яблоневой аллее в Калининграде под строительство котельной на газообразном топливе и трансформаторной подстанции;
- о признании недействительным решения Администрации об отказе Обществу в предоставлении указанного земельного участка, оформленного в виде письма Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации от 13.10.2009 N 12625-ж/09-1;
- об обязании главы Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 29.12.2009 требования Общества удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в отказе в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 39:15:111003:24 по Яблоневой аллее в Калининграде для строительства котельной на газообразном топливе и трансформаторной подстанции, и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения путем предоставления названного земельного участка Обществу в аренду. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность обжалуемого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 29.12.2009 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, вынесение решения о предоставлении Обществу земельного участка под строительство объекта противоречит требованиям градостроительного и земельного законодательства, поскольку в соответствии с генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением Калининградского городского Совета депутатов от 22.02.2006 N 69, а также с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением окружного Совета депутатов Калининграда от 29.06.2009 N 146 (далее - Правила), спорный участок относится к землям городских лесов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Калининграда от 21.03.2007 N 547 (далее - Постановление N 547) Обществу предварительно согласовано место размещения котельной на газообразном топливе и трансформаторной подстанции для многофункционального гостиничного комплекса, расположенного по адресу: Калининград, проспект Мира, д. 95; утвержден согласованный в установленном порядке акт выбора земельного участка от 22.11.2006 N 16014-06.
Постановлением Администрации от 19.03.2008 N 479 срок действия Постановления N 547 продлен до 21.03.2009.
На основании названных постановлений и заявления Общества сформированы границы вновь образуемого земельного участка площадью 470 кв.м по Яблоневой аллее в Калининграде, который поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 39:15:111003:24, с разрешенным использованием - под строительство здания котельной на газообразном топливе и здания трансформаторной подстанции.
После выполнения предписаний, установленных пунктом 2 Постановления N 547, Общество направило в Администрацию письма от 20.06.2008 N 29, от 09.02.2009 N 03, от 27.08.2009 N 11 с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка под строительство.
Письмом от 13.10.2009 N 12625-ж/09-1 Администрация отказала Обществу в предоставлении спорного земельного участка, сославшись на то, что он расположен в зоне городских парков, предназначенной для организации парков городского и районного значения, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения; по карте охраны объектов культурного наследия - на территории исторического кладбища, превратившегося в городские леса (в зоне Л-2). В указанной зоне исторических кладбищ запрещен любой вид деятельности, нарушающий предмет охраны, а строительство инженерных сооружений и коммуникаций допускается только для обеспечения функционирования парка.
Бездействие Администрации, выразившееся в длительном непринятии решения по заявлениям Общества, а также отказ в предоставлении земельного участка под строительство послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление в части признания незаконным действия Администрации, выразившегося в отказе предоставить Обществу спорный земельный участок, и обязания устранить допущенные нарушения путем его предоставления Обществу в аренду, суд исходил из того, что данный отказ противоречит требованиям статей 28-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кассационная инстанция считает указанные выводы правильными.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при проведении кадастровых работ отнесло к категории земель населенных пунктов. Данные сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости и никем не оспорены.
Ссылка подателя жалобы на генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением Калининградского городского Совета депутатов от 22.02.2006 N 69, а также на Правила, относящие спорный земельный участок к зоне городских лесов, лесопарков, лугопарков, существующих лесов за городской чертой, не принимается кассационной инстанцией.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии с градостроительным планом спорный участок находится в зоне Л-2 (исторические кладбища, превратившиеся в городские лесопарки), в которой разрешается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ после осуществления проектов по эксгумации, рекультивации территорий бывших кладбищ с привлечением различных административных, научных и общественных организаций.
Согласно письму государственного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области" от 21.12.2009 N 950 объекты культурного наследия, памятники истории искусства и архитектуры на спорном земельном участке отсутствуют. Историческое кладбище к выявленным и стоящим на государственном учете объектам культурного наследия не относится.
В соответствии с пунктом 3 Правил они не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, возникшие до введения Правил в действие. Принятые до вступления в силу Правил решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Объекты, предназначенные для обеспечения функционирования и нормальной эксплуатации объектов недвижимости - инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации (электро-, водо-, газообеспечение и т.д.) - могут размещаться в составе всех территориальных зон при соблюдении нормативных разрывов с прочими объектами капитального строительства (пункт 14 Правил).
При таком положении суд правильно признал, что оспариваемый отказ противоречит пункту 8 статьи 31, пункту 2 статьи 32 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о невозможности предоставить Обществу спорный участок для строительства котельной и трансформаторной подстанции, предназначенных для обслуживания многофункционального гостиничного комплекса, расположенного на проспекте Мира, 95, ввиду отнесения этого участка к землям лесопарков, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и его выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, основания для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2009 по делу N А21-11890/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.