Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 июня 2010 г. N Ф07-5080/2010 по делу N А56-73108/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Любченко И.С., Подвальный И.О.,
при участии от Балтийской таможни Першина А.С. (доверенность от 11.01.2010 N 04-19/8),
рассмотрев 16.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 по делу N А56-73108/2009 (судья Александрова Е.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТОКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - таможня) по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216120/270809/0017237, 10216120/310809/0017496, 10216120/310809/0017497, 10216120/020909/0017700, а также об обязании таможни возвратить заявителю излишне уплаченных таможенные платежи в сумме 99 858 руб. 59 коп.
Решением от 24.02.2010 суд удовлетворил заявление.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество как отправитель и декларант на основании контракта от 01.12.2008 N DT/2008, заключенного с компанией "BATUQUE HOLDINGS INC" (Британские Виргинские острова), вывезло за пределы Российской Федерации в режиме экспорта по ГТД 10216120/270809/0017237, 10216120/310809/0017496, 10216120/310809/0017497, 10216120/020909/0017700 товары - отходы и лом легированной стали (условия поставки - FOB-Санкт-Петербург).
Общество определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с вывозимыми товарами) в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила) и согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень документов), представило в таможню для ее обоснования следующие документы и сведения: учредительные документы, контракт от 01.12.2008 N DT/2008 с дополнениями, инвойсы, паспорт сделки, международные товарно-транспортные накладные, платежные документы, банковские и бухгалтерские документы, договор поставки.
Таможенный орган направил обществу запросы от 27.08.2009, 31.08.2009, 02.09.2009, в которых предложил представить для подтверждения правильности определения таможенной стоимости, заявленной в ГТД, дополнительные документы и сведения.
Требованиями от 27.08.2009, 31.08.2009, 02.09.2009 таможня со ссылкой на статью 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) сообщила обществу о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить дополнительные документы указанные в запросах.
Общество представило таможенному органу запрошенные дополнительные документы и сведения, имеющиеся в его распоряжении, а также объяснило причины невозможности представить часть запрашиваемых документов (письма от 27.08.2009 N 070, 31.08.2009 N 078 и 080, от 02.09.2009 N 082).
По результатам анализа представленных документов таможня приняла окончательное решение по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10216120/270809/0017237, 10216120/310809/0017496, 10216120/310809/0017497, 10216120/020909/0017700, направив обществу декларации таможенной стоимости (ДТС-4) и корректировки таможенной стоимости (КТС-1). Таможенная стоимость определена таможенным органом по шестому (резервному) методу. Согласно КТС-1 по указанным ГТД обществу доначислено 99 858 руб. 59 коп. таможенных платежей, которые уплачены по платежным поручениям от 24.08.2009 N 142, от 26.08.2009 N 143, от 28.08.2009 N 144.
Общество оспорило действия таможни по корректировке таможенной стоимости в арбитражный суд и просило обязать таможню вернуть заявителю излишне уплаченные таможенные платежи.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив, что общество в подтверждение избранного им метода представило все предусмотренные документы, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости, а также обязал таможню вернуть обществу 99 858 руб. 59 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт не подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифе) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, то определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона о тарифе с учетом особенностей, установленных названными Правилами.
Согласно пункту 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом о тарифе для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при условии, что:
а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил.
Приведенный перечень оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, является исчерпывающим.
Использованные декларантом данные о стоимости товара подтверждены документально и содержат достаточную и необходимую информацию о стоимости сделки. Доказательств недостоверности и недостаточности сведений для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки таможенный орган не представил.
Суд отметил, что в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не представил доказательств наличия оснований, препятствующих применению обществом основного метода оценки таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен Перечнем документов. В приложении N 3 к нему определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 3 статьи 323 ТК РФ предусмотрено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с названным Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
По смыслу статьи 323 ТК РФ таможня обязана опровергнуть сведения декларанта и доказать несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.
В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, сделал правомерный вывод о том, что декларант представил всю информацию и документы, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом согласно Перечню документов.
Как правильно установил суд, таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в названных документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки.
При этом таможня не обосновала, каким образом непредставление обществом дополнительных документов (счета-фактуры и приложение о согласовании цены по договору поставки от 11.03.2009 N 01/03-2009, заключенному с внутренним поставщиком ООО "Торговая Компания "Прага"), не являющихся в силу подпункта "а" пункта 1 приложения N 3 Перечня документов обязательными, повлияло на недоказанность цены сделки.
Кроме того, как правильно указал суд, таможенный орган не обосновал правильность применения им шестого (резервного) метода.
В силу пункта 7 статьи 323 ТК РФ в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 36 Правил установлено, что, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с пунктами 10 - 16, 26 - 35 названных Правил, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, способами, совместимыми с принципами и положениями данных Правил.
Суд отметил, что таможня не доказала обоснованность применения резервного метода, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной заявителем сделки.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии у таможни законных оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, вывезенных по спорным ГТД.
Суд установил, что сумма таможенных платежей, уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товара (99 858 руб. 59 коп.), подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно на основании статьи 201 АПК РФ обязал таможню возвратить на расчетный счет общества 99 858 руб. 59 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным доказательствам, полно и всесторонне рассмотрено дело, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2010 по делу N А56-73108/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.