Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2010 г. N Ф07-5517/2010 по делу N А42-8767/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Бычковой Е.Н., Старченковой В.В.,
рассмотрев 21.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2009 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 (судьи Черемошкина В.В., Медведева И.Г., Шестакова М.А.) по делу N А42-8767/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская энергосбытовая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному учреждению "Служба единого заказчика муниципального образования городское поселение Кильдинстрой" (далее - Учреждение) о взыскании 787 065 руб. 33 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии и 14 938 руб. 63 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. При недостаточности денежных средств у Учреждения истец просил взыскать названную сумму в субсидиарном порядке с собственника имущества - муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области (далее - Муниципальное образование) в лице его администрации (далее - Администрация).
Решением суда от 07.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2010, исковые требования удовлетворены: в пользу Компании с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Муниципального образования, взыскано 787 065 руб. 33 коп. задолженности и 14 938 руб. 63 коп. процентов.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты в части привлечения Муниципального образования к субсидиарной ответственности, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в частности статей 120, 308, 399, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). По мнению подателя жалобы, в отсутствие доказательств недостаточности у Учреждения денежных средств и вины собственника в возникновении у второго ответчика задолженности основания для привлечения собственника к субсидиарной ответственности за неисполнение договорных обязательств у судов не имелось. Более того, Администрация указывает на то, что стороной договора являлось Учреждение, которое не ликвидируется, продолжает работать и принимает меры к взысканию долгов со своих контрагентов, что судами не учтено.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Компания (гарантирующий поставщик) и Учреждение (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 555, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался снабжать потребителя электроэнергией, а последний - принимать и оплачивать эту электроэнергию и оказанные услуги.
Порядок расчетов по договору определен в пункте 7.4 договора.
Компания в мае 2009 года исполнила свои обязательства по отпуску электроэнергии и направила Учреждению счета-фактуры (от 31.05.2009 N С-0555/0509-2445 и С-0555/0509-2446), которые оно не оплатило. Наличие задолженности в сумме 787 065 руб. 33 коп. послужило основанием обращения гарантирующего поставщика в суд с иском.
Суд первой инстанции признал требования Компании обоснованными, поскольку ненадлежащее исполнение Учреждением обязательств по оплате электроэнергии, сумма задолженности, период ее возникновения, а также размер начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами подтверждены материалами дела.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает судебные акты в обжалуемой части законными и обоснованными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, факт снабжения Учреждения электроэнергией, сумма задолженности и период ее возникновения подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для привлечения Муниципального образования к субсидиарной ответственности кассационная инстанция считает несостоятельным.
В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Судом первой инстанции установлено, что Учреждение создано Администрацией и финансируется в том числе за счет бюджетных средств по смете расходов, а его имущество находится в муниципальной собственности. Кроме того, суд сделал вывод о том, что у Учреждения недостаточно средств для погашения задолженности. Довод подателя жалобы об обратном противоречит имеющимся в деле доказательствам и направлен на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако в силу положений статьи 286 названного Кодекса кассационной инстанции такие полномочия не предоставлены.
С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 2 - 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), суд первой инстанции правомерно привлек к субсидиарной ответственности собственника имущества Учреждения - Муниципальное образование, а в качестве органа, представляющего его интересы, - Администрацию.
Судом апелляционной инстанции также обоснованно указано на то, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 ГК РФ, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника (последний абзац пункта 4 Постановления N 21). Тем самым гарантируется защита прав публичного правового образования от необоснованного взыскания задолженности за счет его казны.
В абзаце 8 пункта 4 Постановления N 21 разъяснено, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В данном случае резолютивная часть решения суда соответствует положениям статьи 120 ГК РФ и приведенным разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу N А42-8767/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.