Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2010 г. N Ф07-5937/2010 по делу N А66-12957/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Комитета по управлению имуществом Тверской области Павловой М.К. (доверенность от 16.10.2009),
рассмотрев 21.06.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.01.2010 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-12957/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИТ" (далее - ООО "ВИТ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) о признании незаконными действий по подготовке к предоставлению закрытому акционерному обществу "Шелл Нефть" (далее - ЗАО "Шелл Нефть) земельного участка под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03:00:339 по адресу: Октябрьский пр. в Пролетарском районе г. Твери, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, а именно: обеспечить формирование и постановку земельного участка на кадастровый учет и организовать проведение торгов на право аренды земельного участка (с учетом уточнения требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ЗАО "Шелл Нефть".
Решением суда от 13.01.2009 признаны незаконными действия Комитета по подготовке к предоставлению и предоставлению ЗАО "Шелл Нефть" земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03 00 339 по адресу: Октябрьский пр. в Пролетарском районе г. Твери, под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка и проведения торгов на право его аренды в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы, ссылаясь на статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает, что в обжалуемых судебных актах не приведена норма, запрещающая уполномоченному органу при наличии двух заявок предоставлять земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта.
Податель жалобы считает, что предоставление земельного участка без проведения торгов не нарушает требования действующего законодательства.
Податель жалобы указывает, что заявление ООО "ВИТ" о предоставлении земельного участка в аренду поступило 26.05.2009, а заявление ЗАО "Шелл Нефть" с аналогичной просьбой поступило 07.08.2008, следовательно, по его мнению, ранее поступившее заявление правомерно удовлетворено Комитетом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Постановлением администрации города Твери от 11.11.2002 N 2759 утвержден акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства административного здания и площадки для размещения строительных материалов по Октябрьскому проспекту в Пролетарском районе для ООО "ВИТ".
Из акта выбора и обследования площадки от 19.08.2002 следует, что комиссия произвела выбор и обследование площадки под строительство административного здания и площадки для размещения строительных материалов площадью 1,77 га, расположенной по указанному адресу, в кадастровом квартале N 69:40:03:00:339 для предоставления ООО "ВИТ". Акт действителен до 20.11.2002.
Согласно акту от 19.11.2003 землепользователю ООО "ВИТ" установлены и согласованы границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:03:00:339:0081 под строительство 1-ой очереди АЗС стационарного типа.
Распоряжением администрации города Твери от 10.12.2003 N 1359 определен почтовый адрес объекта: г. Тверь, Октябрьский пр., 58.
Согласно выписке из протокола от 28.03.2007 N 3 заседания комиссии при администрации Тверской области по согласованию актов выбора земельных участков для строительства и реализации проектов решено ООО "ВИТ" отказать в продлении срока действия акта выбора и обследования упомянутой площадки под строительство. Комитету рекомендовано в срок до 27.04.2007 разработать конкурсные условия для выставления данного земельного участка на торги.
ООО "ВИТ" неоднократно обращалось в Комитет с просьбой предоставить в аренду упомянутый земельный участок под строительство, что подтверждается письмами от 10.04.2007 N 17 и от 21.02.2008 N 2 и заявлениями от 06.03.2008 (вх. N 151), от 26.05.2009 (вх. N 4835) и от 28.05.2009.
Письмом от 27.06.2008 N 8848-09 Комитет отказал ООО "ВИТ" в предоставлении земельного участка, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок предусмотрен под жилую капитальную многоэтажную застройку.
ЗАО "Шелл Нефть" обратилось в Комитет с заявлением от 07.08.2008 о предоставлении упомянутого земельного участка под строительство АЗС.
Комитет письмом от 18.06.2009 N 6454-09 повторно отказал ООО "ВИТ" в предоставлении земельного участка, обосновывая свой отказ тем, что земельный участок в испрашиваемых границах сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с этим его предоставление для строительства возможно только на торгах.
Из протокола заседания Межведомственной комиссии администрации Тверской области от 20.08.2009 N 6 следует, что решено считать целесообразным предоставление ЗАО "Шелл Нефть" испрашиваемого земельного участка (проголосовали "за" - 15 чел., воздержались - 2 чел.).
Комитет письмом от 11.09.2009 N 10453-09 сообщил ЗАО "Шелл Нефть", что после предоставления согласованного всеми заинтересованными сторонами акта выбора земельного участка и утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, Комитетом будет рассмотрен вопрос о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Дополнительно письмом от 20.10.2009 N 12586-09 ООО "ВИТ" сообщено, что на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории Тверской области принято решение считать целесообразным предоставление спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно акту выбора и обследования площадки от 28.09.2009 комиссия произвела выбор и обследование испрашиваемого земельного участка для проектирования и строительства АЗС ООО "Шелл Нефть".
ООО "ВИТ", полагая, что действия Комитета по предоставлению земельного участка под строительство АЗС ЗАО "Шелл Нефть" незаконны, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными.
Суды, установив, что на один и тот же земельный участок претендуют два хозяйствующих субъекта с целью строительства АЗС, применили статьи 1, 28, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и сделали вывод о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду исключительно на торгах. В связи с этим суды признали действия Комитета по предоставлению спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" с предварительным согласованием места размещения объекта незаконными и нарушающими права и законные интересы ООО "ВИТ".
Суд первой инстанции указал в решении, что восстановление нарушенных прав заявителя достигается путем обязания Комитета обеспечить формирование и постановку на кадастровый учет спорного земельного участка и проведения торгов на право его аренды в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и сделали обоснованные выводы на основании установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 3 статьи 31 того же кодекса предусмотрена необходимость информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Поскольку на спорный участок имеются два претендента, суды сделали правильный вывод о нарушении действиями Комитета по предоставлению земельного участка под строительство АЗС ЗАО "Шелл Нефть" принципа земельного законодательства, закрепленного в пункте 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что ЗАО "Шелл Нефть" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства АЗС ранее, чем ООО "ВИТ", является несостоятельным. Как следует из выписки из протокола от 17.09.2003 N 37 совещания малого градостроительного совета по рассмотрению проектной документации принято решение согласовать заказчику - ООО "ВИТ" рабочий проект административного здания, площадки для складирования строительных материалов и АЗС. Согласно акту от 19.11.2003 землепользователю ООО "ВИТ" установлены и согласованы границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:03:00:339:0081 под строительство 1-ой очереди АЗС стационарного типа. Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ВИТ" неоднократно письмами от 10.04.2007 N 17 и от 21.02.2008 N 2 и заявлениями от 06.03.2008 (вх. N 151), от 26.05.2009 (вх. N 4835) и от 28.05.2009 обращалось в Комитет с просьбой предоставить указанный земельный участок для строительства.
Другие доводы подателя жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании норм права.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.01.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по делу N А66-12957/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.